Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
Отправной точкой в профессию для Максаковой-старшей (в девичестве Сидоровой) стал церковный хор в родной Астрахани. Именно там она впервые услышала стройное пение, красивые голоса. Это потом она станет солисткой Большого театра, народной артисткой СССР, лауреатом двух сталинских премий СССР, педагогом, а в то время она была маленькой девятилетней девочкой, которая в голодные, трудные для семьи годы своим пением в хоре решилась помогать своей маме. Семья, в которой было шестеро детей, рано потеряла отца – Марусе, как её называли дома, было всего три года. Церковный хор стал настоящей школой, которая научила дисциплине, сформировала красивую осанку, развивала музыкальную память. Сама атмосфера дома Маруси была насыщена музыкой: мамина сестра великолепно пела романсы, братья играли на гитарах. С девяти лет пение стало для Марии Максаковой тем «творческим состоянием, от которого никогда не устаёшь».
Фортепиано Мария Максакова стала осваивать в музыкальном училище, в которое поступила с приходом Советской власти. Пела в концертах для революционных войск. А потом произошла, потрясшая 16-летнюю девушку, «встреча» с пластинкой Антонины Васильевны Неждановой — арией из «Травиаты» Верди. До этого момента, по признанию самой Марии Максаковой, она даже не знала что это такое — опера. Гастролировавшая с оперной труппой в Астрахани певица Александра Николаевна Смоленская дала Марии совет – петь в опере. Так с партии Ольги в «Евгении Онегине» началась оперная сцена Марии Максаковой.
Ведущей меццо-сопрано Большого театра Максакова была 30 лет — с 1923-го по 1953 год. Преподавала вокальное искусство в ГИТИСе, где являлась доцентом, возглавляла Народную певческую школу в Москве, участвовала в жюри многих всесоюзных и международных соревнований вокалистов, занималась публицистикой.
Сергей Лемешев говорил: «Ей никогда не изменяет художественный вкус. Она готова скорее чуть "недожать", чем "пережать" (а ведь именно это зачастую и приносит исполнителю лёгкий успех). И хотя в глубине души многие из нас знают, что такой успех не так уж дорого стоит, отказаться от него способны только большие художники…».
Над полями, да над чистыми
О чём ты Машенька плачешь
То не ветер ветку клонит
Мария Максакова — Чернобровый, черноокий
Что ты жадно глядишь на дорогу
Помню, я ещё молодушкой была
Терем
Разлюбила красна девица
Слушайте, подруженьки
Что ты рано зоренька побледнела
Закатилось солнышко
Очаровательные глазки
Пришли святки
Романсы
Свитезянка (Н. Римский-Корсаков — Л. Мей из А. Мицкевича)
Тихо, всё тихо (старинный русский романс)
Я о тебе не стану слёзы лить (старинный русский романс на музыку А. Животова)
Не уходи не простившись (М. Ипполитов-Иванов — Р. Тагор)
Жёлтенькая птичка (М. Ипполитов-Иванов — Р. Тагор)
Красавица-рыбачка (А. Бородин — Г. Гейне, пер. А. Бородин)
Арабская мелодия (старинный русский романс на музыку А. Бородина)