Строитель астраханского театра

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!


Строитель астраханского театра

Астраханский городской архитектор Эрнест Фольрат (1823-1882)

     Согласно сведениям, выявленным в делах Государственного архива Астраханской области, Эрнест Иванович Фольрат родился в 1823 году в Саксонии в семье булочника, переехавшей затем в Россию и обосновавшейся в Петербурге. Бывший саксонский подданный, Эрнест Фольрат с 1839 года являлся «вольноопределяющимся учеником» Академии художеств, которую он успешно закончил в 1845 году в звании академика архитектуры. Архитектурные способности его были отмечены в 1843 и 1845 годах второй серебряной медалью. По окончании Академии Эрнест Иванович Фольрат работает в Петербурге помощником архитектора, проявляя успехи в разных профессиональных областях.
     В 1848 г. за проект церкви лютеранин Фольрат получает вторую золотую медаль. В этот период архитектор более всего связан именно с церковным строительством в Петербурге. В качестве помощника архитектора Эрнест Иванович принимал непосредственное участие в строительстве церквей лейб-гвардии Конного (1845) и Егерского (1849-1855) полков. Храм для егерей возводился по проекту К.А. Тона, утвержденному в 1849 г. Николаем I. Строительство производилось на личные средства царя, который присутствовал при торжественном освящении храма в 1855 г. Пресса отмечала особое воодушевление и патриотизм архитекторов и художников, принимавших участие в строительстве и отделке храма. За строительство церкви Егерского полка Э.И. Фольрат был высочайше пожалован бриллиантовым перстнем…
     В 1849 году Фольрат получает звание художника 14 класса, а в 1854-м – удостоен звания академика за проект музея для живописи и скульптуры. Петербуржский период деятельности архитектора Фольрата отмечен также работой на строительстве пассажирских станций Петербуржской ж/д и дворца великого кн. Михаила (1862).
     25 апреля 1868 г. Эрнест Иванович Фольрат уже сложившимся опытным мастером назначен в Астрахань. Служба в должности астраханского городского архитектора позволила раскрыться талантам Фольрата во всей полноте.
     Архитектор Эрнест Фольрат служил в Астраханской городской управе с 1868-го по 1882 г. В эти годы архитектурный силуэт нашего города заметно обогатился постройками нового типа, отражавшими большие экономические и социальные перемены.
     В Астрахани Фольрату пришлось заниматься всем спектром городского строительства: в его послужном списке 1870-х больничные сооружения, купеческие усадьбы Хачикова и Саркисовых, братьев Сергеевых, православный храм и синагога. Все, что построил в Астрахани Э.И. Фольрат, отличает точная выверенность архитектурных пропорций, основательность и вместе с тем изящество силуэта и знаменитая «немецкая» аккуратность. Архитектор работал в стилевых традициях своего времени, но Фольрату неизменно удавалось встроить свои здания в уже сложившийся архитектурный пейзаж, не разрушая городского ансамбля. При этом архитектор обладал своим авторским почерком, легко узнаваемым в старой застройке города. Практически все известные проекты архитектора сохранились доныне, отдельные здания были использованы в качестве архитектурно-планировочного образца (дом братьев Сергеевых), иные получили дальнейшее развитие в XX столетии в модерновых стилевых формах (купеческая биржа).
     Вершиной карьеры и последним масштабным проектом астраханского городского архитектора Эрнеста Ивановича Фольрата явилось строительство зимнего театра наследников Плотникова (1878-1882).
Здание Астраханского зимнего театра наследников Плотникова – одна из крупнейших театральных построек, возведенных в 70-80 годах XIX столетия, образец интересного архитектурно-планировочного решения в условиях сложившейся исторической застройки центра города. Строительство театра производилось на средства частного предпринимателя, астраханского купца, потомственного почетного гражданина Н.И. Плотникова. Технический надзор за исполнением проекта архитектора Э.И. Фольрата осуществлял архитектор Л.В. Макаров. Основные элементы объемно-планировочной структуры театральной постройки сохранились до настоящего времени, подвергаясь в ходе неоднократных ремонтов ряду частных переделок, главным образом в интерьерах. Парадный фасад театра, решенный в приемах позднего классицизма, в 1940-е гг. утратил оригинальный декоративный козырек на чугунных столбах, восстановленный в 2008 году к 450-летию города. До настоящего времени здание бывшего театра наследников Плотникова является одним из основных градостроительных элементов в исторической застройке Астрахани.
     Творческий почерк Фольрата отличается приверженностью стилистике позднего классицизма, в целом характерного для астраханской застройки второй половины XIX столетия. Тонкое восприятие городского масштаба позволило архитектору использовать в привязке проекта театра оригинальное объемно-пространственное решение.
     Театр имел центрально-осевое построение фасадной композиции с тремя парадными входами. С юга композиция продолжена объемом зрительного зала с глубоким амфитеатром, окруженным подковообразным фойе и тремя ярусами балконов. Чертежи поперечных разрезов здания дают представление о декоративном оформлении главного фасада, зрительного зала и фойе второго этажа. Архитектор тщательно разработал рисунок скатного козырька на фигурных столбах. Интерьеры решены Фольратом в ампирных традициях: балконы всех четырех ярусов украшал растительный орнамент с гирляндами, венками и розетками. Декоративные мотивы в ярусах не повторялись. Потолок оформлен лепными тягами. Особой декоративностью отличался интерьер верхнего фойе. Архитектор здесь акцентирует оформление потолка, изобильно украшенного лепниной с растительными мотивами.
     В феврале 1878 года проект зимнего театра был представлен Н.И. Плотниковым на утверждение в строительное отделение Астраханской губернской управы. Архивные документы содержат отзыв составителя проекта, городского архитектора Фольрата, сопровождавший прошение Н.И. Плотникова: «Я принял на себя надзор за правильностью постройки каменного здания для общественного театра…». Утверждение проекта происходило в несколько этапов, что задерживало строительные работы. Проект был принят с условием обязательного выполнения лестниц, деревянных полов и потолков в вестибюле и коридоре из несгораемого материала. Окончательное утверждение вновь составленного Э.И. Фольратом проекта произошло 11 октября 1878 года, после санкции техническо-строительного комитета в Санкт-Петербурге, куда была направлена копия авторского чертежа. Строительные работы продолжались Н.И. Плотниковым в течение пяти лет; окончательная отделка интерьеров и сцены, приобретение мебели происходили в течение 1883 года.
     Осознавая всю значимость своего строительного проекта, предприимчивый домовладелец, культурный человек и патриот Астрахани Н.И. Плотников ещё до завершения отделочных работ в театре предложил Городской думе приобрести здание для астраханского городского общественного театра: «Передача здания городу обеспечит более верное удовлетворение тех потребностей населения, которые только и побудили меня к постройке театра».
     1 октября 1883 года состоялось торжественное освящение нового астраханского театра, успешно построенного по проекту бывшего саксонского подданного, русского архитектора Эрнеста Ивановича Фольрата. Сезон открылся комической оперой «Красное солнышко».

Р. Захарова, заведующая филиалом «Зарубежное искусство» Астраханской картинной галереи им. П.А. Догадина
«Волга» №178 (25853)


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


ОднаКнопка

На сайте persones.ru представлены знаменитые люди планеты, в том числе и знаменитые архитекторы. Вы можете почитать биографии других известных людей и свежие новости.