Теплоходы «Клара Цеткин» и «Вацлав Воровский»
(пост из ЖЖ моего френда alexvess)
Среди профессиональных речников и тех, кто мало-мальски знаком с историей Российского речного флота, эти два теплохода вспоминаются именно парой. «Клара» и «Вацлав» были построены практически одновременно, работали на одном маршруте, и закончили свою работу тоже вместе. Лично мне всегда было очень печально от того, что два вполне еще живых и работоспособных корабля были бестолково скинуты со счетов и загублены в «лихолетье» девяностых.
Общая информация:
Речной пассажирский теплоход «Вацлав Воровский» (проект 26-37) был построен в 1961 году на верфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в Чехословакии (г.Комарно). С учетом длительного перегона теплохода, в первую навигацию «Вацлав Воровский» смог выйти лишь в июле следующего – 1962 года.
т/х «Вацлав Воровский». Фото с www.riverships.ru.
Сразу по приходу на Волгу теплоход был перегнан в Астрахань. С этим портом приписки «Вацлаву Воровскому» предстоит отработать почти все, отведенное ему время. «Вацлав Воровский» сражу встает в линейку судов, обслуживавших очень популярную в СССР скорую линию Горький – Астрахань. Собственно весь проект этих судов и строился для работы на скорых линиях. Как бы то ни было, у теплохода менялись владельцы (было даже время работы «Вацлава» с Азербайджанским советом по туризму), но маршрут его почти никогда не изменялся.В том же 1962-м году, на Волгу прибывает из Чехословакии еще один теплоход.
Речной пассажирский теплоход «Клара Цеткин» (проект 26-37) был построен в том же 1961-м году на той же верфи на верфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в Чехословакии (г.Комарно). Также как и «Вацлав Воровский» «Клара Цеткин» перегоняется в Астрахань. Она тоже станет «коренной астраханкой» аж до 1996 года. По прибытии в Астрахань «Клара Цеткин» встает в работу на скорую линию Москва – Астрахань.
т/х «Клара Цеткин». Фото с www.riverships.ru.
И все в судьбе этих теплоходов было, как и у всех остальных собратьев. Со временем уходила эра колесных судов, корабли списывались, а «чехи», в том числе и главные герои этой статьи оставались единственными востребованными. Но был один нюанс: оба теплохода были приписаны к Астрахани и комплектовались астраханскими командами, которые никогда не отличались особым радением за свои суда, да обслуживанием на борту, мягко скажем, не выделялись. Уже в 1966-м оба теплохода отметились в Советских газетах и, увы, не в лучшем свете.
«Неудовлетворительно поставлено торговое обслуживание пассажиров в ресторанах теплоходов “Клара Цеткин”, “Парижская коммуна”, “Воровский”. Нередки случаи обсчета клиентов, продажи товаров по завышенным ценам. На теплоходе “Воровский” зав. производством Рукавишникова и буфетчица Краюшкина в холодильнике ресторана хранили приобретенную ими в Астрахани у браконьеров соленую осетрину, паюсную икру, частиковую рыбу. Навигация на Волге продолжается. Пассажирский поток не иссякает. Экипажи работают на пределе. Всем нам искренне хочется верить, что с первых шагов пассажир на судне встретит истинно русское радушие обслуживающего персонала, а не обсчеты и обвесы».
т/х «Клара Цеткин» (вторым бортом) у причала в Самаре. Скан с открытки.
Время шло, но мало что менялась. Особым негативом туристов пользовалась «Клара». «Воровский» всегда стоял середнячком. Примерно с таким же раскладом теплоходы подошли к 90-м годам.
После навигации 1992 года «Клара Цеткин» работает уже на линии Нижний Новгород – Астрахань, а не Москва-Астрахань, как раньше.
т/х «Вацлав Воровский» в шлюзе. Фото с www.riverships.ru.
В одной из газет 1992-го нашлась такая вот заметка, которая рассказывает про обстановку на борту «Клары Цеткин».
«Плавучий остров коммунизма.
ЭТА история началась с телефонного звонка в редакцию: «А вы знаете, что в России есть плавучий остров коммунизма?» — «Как это?» — «А так: купите билет в круиз Москва-Нижний Новгород-Москва и сами убедитесь»…
…Путешествие по великой русской реке Волге — это своего рода путешествие во времени. Оно начинается прямо на пристани: имя плавсредства до боли знакомо из учебника средней школы — «Клара Цеткин». Бортовое радио скрашивает круизный досуг строго отобранным репертуаром: симфоническая классика, патриотические песни советских композиторов. Хорошо поставленный голос диктора повествует об оставленных за кормой достопримечательностях. Стоит ли говорить, что тематика экскурсий выдержана в той же строгой манере: по ленинским местам, местам боевой и трудовой славы, памятникам героям революции. Присутствует на теплоходе и свой «красный уголок», центральный стенд которого украшает вырезанная из «Советской энциклопедии» статья о Кларе Цеткин. На вопрос, не пора ли идти в ногу со временем, капитан судна ответил, что «этим жили и жить будем».»
т/х «Клара Цеткин» (первым бортом) у причала Казани. Скан с открытки.
В нелегкие для речного флота 90-е годы века ушедшего, пассажирские линии начинают активно сокращаться. Теплоходы выводятся из работы, как нерентабельные. Также в 1995-м году «Вацлав Воровский» снимается с линии и встает на холодный отстой в затон «Память Парижской Комунны» в Нижегородской области. Туда же в 1996-м году перегоняется «Клара Цеткин». Два теплохода, вышедшие друг за другом со стапелей верфи, пришедшие в один год на Волгу, продолжают повторять судьбу друга. Стоящие без присмотра суда быстро разграбляются, и в 1998-м году списывается «Клара Цеткин», а в 1999-м году «Вацлав Воровский».
т/х «Клара Цеткин» в затоне под Нижний Новгородом.
Фото с www.riverships.ru.
т/х «Вацлав Воровский» в затоне под Нижний Новгородом.
Фото с www.riverships.ru.
После списания теплоходов было принято решение отбуксировать корпуса в город Череповец, где работает крупнейшее предприятие по переработке металлолома — завод «Северсталь». Несколько лет в заливе, на фоне дымящихся труб «Северстали» стояли два почерневших корпуса. «Клара Цеткин» оставалась на плаву, а вот «Вацлав Воровский» набрал в корпус воды и лег на грунт.
т/х «Клара Цеткин» (на заднем плане) и «Вацлав Воровский» в Череповце.
Фото с www.riverships.ru.
В 2003-м году остов теплохода «Клара Цеткин» был осушен и разделан на металлолом, «Вацлав Воровский» остался в заливе один…
т/х «Вацлав Воровский» в Череповце. Фото Михаила Архипова.
Использованы материалы Форума Речных Путешественников, сайта www.riverships.ru.
От себя: очень интересный материал, который я отношу к серии краеведческих, поэтому и юзерпик соответствующий.