Теплоходы «Клара Цеткин» и «Вацлав Воровский»

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Теплоходы «Клара Цеткин» и «Вацлав Воровский»
(пост из ЖЖ моего френда alexvess)

Среди профессиональных речников и тех, кто мало-мальски знаком с историей Российского речного флота, эти два теплохода вспоминаются именно парой. «Клара» и «Вацлав» были построены практически одновременно, работали на одном маршруте, и закончили свою работу тоже вместе. Лично мне всегда было очень печально от того, что два вполне еще живых и работоспособных корабля были бестолково скинуты со счетов и загублены в «лихолетье» девяностых.

Общая информация:
Речной пассажирский теплоход «Вацлав Воровский»
(проект 26-37) был построен в 1961 году на верфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в Чехословакии (г.Комарно). С учетом длительного перегона теплохода, в первую навигацию «Вацлав Воровский» смог выйти лишь в июле следующего – 1962 года.


т/х «Вацлав Воровский». Фото с www.riverships.ru.

Сразу по приходу на Волгу теплоход был перегнан в Астрахань. С этим портом приписки «Вацлаву Воровскому» предстоит отработать почти все, отведенное ему время. «Вацлав Воровский» сражу встает в линейку судов, обслуживавших очень популярную в СССР скорую линию Горький – Астрахань. Собственно весь проект этих судов и строился для работы на скорых линиях. Как бы то ни было, у теплохода менялись владельцы (было даже время работы «Вацлава» с Азербайджанским советом по туризму), но маршрут его почти никогда не изменялся.В том же 1962-м году, на Волгу прибывает из Чехословакии еще один теплоход.

Речной пассажирский теплоход «Клара Цеткин» (проект 26-37) был построен в том же 1961-м году на той же верфи на верфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в Чехословакии (г.Комарно). Также как и «Вацлав Воровский» «Клара Цеткин» перегоняется в Астрахань. Она тоже станет «коренной астраханкой» аж до 1996 года. По прибытии в Астрахань «Клара Цеткин» встает в работу на скорую линию Москва – Астрахань.


т/х «Клара Цеткин». Фото с www.riverships.ru.

И все в судьбе этих теплоходов было, как и у всех остальных собратьев. Со временем уходила эра колесных судов, корабли списывались, а «чехи», в том числе и главные герои этой статьи оставались единственными востребованными. Но был один нюанс: оба теплохода были приписаны к Астрахани и комплектовались астраханскими командами, которые никогда не отличались особым радением за свои суда, да обслуживанием на борту, мягко скажем, не выделялись. Уже в 1966-м оба теплохода отметились в Советских газетах и, увы, не в лучшем свете.

«Неудовлетворительно поставлено торговое обслуживание пассажиров в ресторанах теплоходов “Клара Цеткин”, “Парижская коммуна”, “Воровский”. Нередки случаи обсчета клиентов, продажи товаров по завышенным ценам. На теплоходе “Воровский” зав. производством Рукавишникова и буфетчица Краюшкина в холодильнике ресторана хранили приобретенную ими в Астрахани у браконьеров соленую осетрину, паюсную икру, частиковую рыбу. Навигация на Волге продолжается. Пассажирский поток не иссякает. Экипажи работают на пределе. Всем нам искренне хочется верить, что с первых шагов пассажир на судне встретит истинно русское радушие обслуживающего персонала, а не обсчеты и обвесы».


т/х «Клара Цеткин» (вторым бортом) у причала в Самаре. Скан с открытки.

Время шло, но мало что менялась. Особым негативом туристов пользовалась «Клара». «Воровский» всегда стоял середнячком. Примерно с таким же раскладом теплоходы подошли к 90-м годам.
После навигации 1992 года «Клара Цеткин» работает уже на линии Нижний Новгород – Астрахань, а не Москва-Астрахань, как раньше.
 

т/х «Вацлав Воровский» в шлюзе. Фото с www.riverships.ru.

В одной из газет 1992-го нашлась такая вот заметка, которая рассказывает про обстановку на борту «Клары Цеткин».

«Плавучий остров коммунизма.
ЭТА история началась с телефонного звонка в редакцию: «А вы знаете, что в России есть плавучий остров коммунизма?» — «Как это?» — «А так: купите билет в круиз Москва-Нижний Новгород-Москва и сами убедитесь»…
…Путешествие по великой русской реке Волге — это своего рода путешествие во времени. Оно начинается прямо на пристани: имя плавсредства до боли знакомо из учебника средней школы — «Клара Цеткин». Бортовое радио скрашивает круизный досуг строго отобранным репертуаром: симфоническая классика, патриотические песни советских композиторов. Хорошо поставленный голос диктора повествует об оставленных за кормой достопримечательностях. Стоит ли говорить, что тематика экскурсий выдержана в той же строгой манере: по ленинским местам, местам боевой и трудовой славы, памятникам героям революции. Присутствует на теплоходе и свой «красный уголок», центральный стенд которого украшает вырезанная из «Советской энциклопедии» статья о Кларе Цеткин. На вопрос, не пора ли идти в ногу со временем, капитан судна ответил, что «этим жили и жить будем».»


т/х «Клара Цеткин» (первым бортом) у причала Казани. Скан с открытки.

В нелегкие для речного флота 90-е годы века ушедшего, пассажирские линии начинают активно сокращаться. Теплоходы выводятся из работы, как нерентабельные. Также в 1995-м году «Вацлав Воровский» снимается с линии и встает на холодный отстой в затон «Память Парижской Комунны» в Нижегородской области. Туда же в 1996-м году перегоняется «Клара Цеткин». Два теплохода, вышедшие друг за другом со стапелей верфи, пришедшие в один год на Волгу, продолжают повторять судьбу друга. Стоящие без присмотра суда быстро разграбляются, и в 1998-м году списывается «Клара Цеткин», а в 1999-м году «Вацлав Воровский».


т/х «Клара Цеткин» в затоне под Нижний Новгородом.
Фото с www.riverships.ru.


т/х «Вацлав Воровский» в затоне под Нижний Новгородом.
Фото с www.riverships.ru.

После списания теплоходов было принято решение отбуксировать корпуса в город Череповец, где работает крупнейшее предприятие по переработке металлолома — завод «Северсталь». Несколько лет в заливе, на фоне дымящихся труб «Северстали» стояли два почерневших корпуса. «Клара Цеткин» оставалась на плаву, а вот «Вацлав Воровский» набрал в корпус воды и лег на грунт.


т/х «Клара Цеткин» (на заднем плане) и «Вацлав Воровский» в Череповце.
Фото с www.riverships.ru.

В 2003-м году остов теплохода «Клара Цеткин» был осушен и разделан на металлолом, «Вацлав Воровский» остался в заливе один…


т/х «Вацлав Воровский» в Череповце. Фото Михаила Архипова.

Использованы материалы Форума Речных Путешественников, сайта www.riverships.ru.

От себя: очень интересный материал, который я отношу к серии краеведческих, поэтому и юзерпик соответствующий.