Теплоснабжение Ленинграда в период Великой Отечественной войны

Пожалуйста, помогите порталу!

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!

Теплоснабжение Ленинграда в период Великой Отечественной войны
В период войны одним из центральных вопросов являлось обеспечение тыла и фронта топливом. О состоянии дел в этой области помогут составить мнение следующие факты.

В 1940 году, по данным из годового отчета Топливно-энергетического управления, правопреемником которого выступает сегодня ГУП «ТЭК СПб», в коммуналь­ном хозяйстве города сожгли 1400 тыс. кубометров, на электростанциях — 440 тыс., в хлебопечении — 230, в промышленности -2080 тыс. кубометров дров. Население обошлось 650 тысячами кубометров. [ЦГА СПб, ф. 4950. оп. 1, д. 38; то же, но оп. 4, д. 103]. Именно такой уровень потребности должно было обеспечивать ТЭУ.

Война в первые же недели нарушила связи с поставщиками, дезорганизовала транспорт.

Первую тревогу вызвали срывавшиеся поставки угля. 9 августа 1941 года стало известно о том, что за период с 1 июля по август никакой отгрузки и поступления углей не было, что привело к угрозе срыва отопительного сезона 1941/1942 гг. При этом остаток угля на складах Угольной Конторы на 1/VIII -41 г. – всего 4,0 тыс. т.

ТЭУ просит поставить вопрос перед Правительством о немедленном принятии мер к отгрузке угля в адрес предприятия в пределах, обеспечивающих отопительный сезон 1941 г., и создания запаса на 1 кв. 1942 г. в количестве 100,0 тыс. т угля.

Также предполагалось (и было согласовано!), что в июле и августе по Свири и Неве «приплывут» в Ленинград 785 тысяч «кубов» северных дров. К 20 августа поступили 167 тысяч кубометров. Чуть позже прорвались еще несколько плотов. На этом поставка оборвалась.

Коксо-газовому заводу «Ленгаз», входившему в структуру ТЭУ, по специальному решению Правительства был отпущен коксующий уголь: в августе и сентябре — до 20 000 тонн.

С лета начались проблемы с трестом «Ленгортоп» — важнейшей опорой ТЭУ в снабжении города топливом.

В мирное время управление треста, опираясь на шесть межрайонных топливных контор, плюс транспортную контору, разветвленную систему складов, около трех тысяч рабочих и служащих, вполне справлялось с возложенной на него задачей — снабжением организаций и населения дровами. Однако война парализовала работу треста.

В блокаду дровами отапливались почти все ленинградцы. А вот снабжать ими — и не только из-за дефицита — становилось все труднее.

Формально-статистически численный состав треста уменьшился вдвое. Но ведь в армию призвали тренированных, крепких, опытных и сноровистых мужчин, а заполнили ополовиненный штат «Ленгортопа» слабосильные женщины. Где им поднять-уложить за смену обычные бригадные (из пяти человек) 24 «куба»? 31 июля 1941 года начальник ТЭУ Цветков просит установить для работниц 11-часовой рабочий день.

Сентябрь — начало блокады. Несколько долгих месяцев ленинградцы принуждены были использовать только то, что возможно найти внутри города. Распределение и учет энергетических ресурсов взяла на себя высшая в регионе власть — Военный совет Ленинградского фронта.

10 сентября 1941 года военсовет фронта принимает постановление № 246 о режиме потребления энергии и ее экономии: «…Категорически воспретить потребление электроэнергии для отопительных целей. Ввести, начиная с сентября, лимитирование средне-суточной выработки электроэнергии по группам потребителе: промышленность — 2373 тыс. квт-ч., ж.д. транспорт — 24 тыс. квт-ч., коммунальное хозяйство — 490 тыс., (в том числе трамвай — 240, водопровод — 250 тыс. квт-ч.), учреждения — 60 тыс., …, прочие потребители — 450 тыс. квт-ч. (в том числе квартиры — 270 тыс. квт-ч“. Кроме того, все более очевиден становился недостаток топлива.

В ТЭУ смотрели в ближайшее будущее с большой озабоченностью.

24 декабря 1941 года Ленгорисполком впервые принял решение о сломе на топливо деревянных домов и строений. Сначала это были дома-“угрозы»: пострадавшие от вражеских бомб и снарядов. Потом этот список все расширялся и расширялся… Именно этот источник, давший, по документам ТЭУ, зимой и ранней весной 1942 года 327 тысяч кубических метров дров, в большой степени помог ленинградцам пережить и выстоять в самое суровое время. Сейчас это кажется маловероятным, но медицинская статистика тех лет не содержит сведений о болезнях и смертности ленинградцев, связанных с переохлаждением.

Топливно-энергетическое управление первой половины 1942 года работало в режиме оперативного органа Ленгорисполкома. Штат его резко сократился. Люди и техника постоянно были заняты ликвидацией многочисленных повреждений в сетях. И не столько в профильных, сколько на трассах водоснабжения, в кабельной сети, на Коксогазовом комбинате, в районах… Таял рабочий коллектив и от частых мобилизаций (нередко без возврата) на оборонные работы и задания. С июля 1942 года одна за другой были закрыты конторы «Ленстройгаз», «Газтеплопроект», Коксогазовый комбинат «Ленгаз».

7 сентября 1942 года при содействии ученых коллег и опытных инженеров ТЭУ создает уникальную организацию производственную и изыскательскую контору «Энерготоп». С задачей — искать, находить, добывать на территории города всевозможные горючие отходы, предлагать методы их переработки и использования.

Они изучали свалки существовавших и канувших в Лету заводов. Способное быть каким-нибудь топливом (теоретически все содержащее водород, углерод, либо горючую серу) подвергали лабораторным и технологическим испытаниям. Изначальной программой предписывалось суррогаты «облагораживать», но это, по словам Цветкова, оказалось «чрезвычайно трудоемко и дорого, и „Энерготоп“ опытами показал возможность прямого сжигания без переделки топочных устройств».

В 1942 году котельные бань, прачечных, больниц, хлебозаводов и просто заводов и фабрик получили и сожгли 200 т каменноугольной смолы, 2000 т отходов резины, 200 т угольной пыли, 500 куб. метров древесных опилок, 300 т отходов пека, 50 т остатков толевого производства, целлюлозу… Всего — более 3000 т.

Конечно, в виде выверенной смеси компонентов, при тщательном инструктировании персонала котельных — этих героических стражей тепла, которым — по официальным правилам на военное время — и при сигналах воздушной тревоги полагалось оставаться на местах, не принимая иных мер, кроме снижения до минимума давления в котлах. Более того, пункт III этих Правил гласил: «При нападении противника на территорию расположения котельной — котельные во всех случаях работу не прекращают».

Особая гордость руководителей ТЭУ — обнаружение бросовых залежей ( «прудов») в районе завода им. С.Г. Шаумяна, Фарфоровского поста и Петровской косы кислого гудрона, оказавшегося пригодным и к прямому сжиганию в топках (в 1942 году — 1030 тонн), и к переработке в сжиженный газ и даже бензин.

Не имея проектов, смет, чертежей, многих остродефицитных материалов, знающих дело людей ( «впервые производилась газификация кислого гудрона, впервые в Ленинграде получали промышленный жидкий горючий газ для заправки автомашин»), ТЭУ сумело организовать разработку «прудов» гудрона, пустить ретортную печь и восстановить коммуникации переданного ему Газового завода Политехнического института. Начальная мощность завода — до 5 тысяч кубических метров в сутки, равная выпуску 5 тонн бензина в сутки — по меркам 1942 года впечатляла.

Не случайно год спустя, представляя уже снятого с должности начальника ТЭУ А.Г. Цветкова к медали «За оборону Ленинграда», конкретным примером его заслуг назвали организацию производства 500 тонн синтетического бензина.

Неумолимое приближение нового отопительного сезона подвигло бросить все силы на реализацию еще одной идеи: организовать месячник по массовой сломке на дрова деревянных домов с привлечением населения. Расчет из половины: половину полученных дров — себе, с доставкой транспортом организаторов, половину в общегородской фонд.

В месячнике участвовало свыше 200 тысяч горожан. С сентября по декабрь1942 года они заготовили 1165 тыс. кубометров дров. На договорных началах к заготовке дров привлекли Штаб МПВО. Начинались морозы, и МПВО разрешили ломать дома с помощью взрывчатки…

Главное и определяющее событие первой половины 1943 года, конечно же, — прорыв вражеской блокады. Восстановилась, хоть и суженная, трудная, но все-таки почти полнокровная транспортная связь со страной и районами Ленинградской области по железной дороге и водным путям. Больше внимания стало к нуждам топливоснабженцев и энергетиков.

Увеличили и само Топливно-энергетическое управление. В его руководство ввели старшего инженера-теплотехника по перспективным вопросам топлива и энергетики. В Оперативном отделе по дровяному и угольному топливу, кроме начальника, появились старший инженер по лесному делу, старший инженер по углю, техник по механизации погрузо-разгрузочных работ и транспортно-складским операциям. В Топливной инспекции стало четыре старших инженера и инженер-теплотехник. В более мощном составе возродился Отдел энергетического хозяйства, создали Торфяной отдел. Вместе с плановиками, бухгалтерами, работниками АХО в управлении стало 33 человека.

А 5 августа 1943 года Ленгорисполком принял решение «Об организации Технического совета при Топливо-энергетическом управлении Исполкома Ленгорсовета» — «для разработки мероприятий по максимальной экономии топлива и наиболее рациональных методов добычи и использования местных видов топлива… в составе наиболее квалифицированных научно-технических работников и специалистов города Ленинграда по энергетике и теплотехнике».

В Топливно-энергетическое управление стали поступать сведения о воздействии войны на подчиненные хозяйства.

Специально созданная комиссия сообщила: 21 ноября 1941 года бомбой повреждено здание по проспекту 25-го Октября, 30 (ныне — Невский пр.), куда незадолго до того переехало управление…; в феврале 1942-го бомбами уничтожены Механическая мастерская по Лиговскому пр., 184 и кладовка инструментария…; из-за военных действий на причалах реки Свири осталось 2424 куб. метров уже закупленной древесины, в Толмачеве — 8237 кубометров; в Ленинград не доставлено из зон боев 25 935 куб. метров дров и деловой древесины. Законсервированный коксогазовый завод на Обводном, 74 бомбили и обстреливали не менее десятка раз: в октябре 41-го, в марте и апреле 42-го (особенно интенсивно — 4 апреля: разрушена проходная, две стены в заводоуправлении, первое хранилище газа…), в марте, июне, августе 1943-го…

В итоге, «под горячую руку», в августе 1093 года появилось короткое решение за подписью председателя горисполкома П.С. Попкова и секретаря Ленсовета А. А. Бубнова: «Снять с работы начальника Топливно-энергетического управления т. Цветкова А. Г., как несправившегося с работой».

Через несколько дней его назначили главным инженером ТЭУ, а в кабинет начальника вошел перемещенный из кресла директора 2-й (Смольнинской) ГЭС Сергей Николаевич Анисимов

Круг забот коллектива Управления не изменился. Появились лишь добавления. И, прежде всего — новая для ТЭУ задача обеспечения городского хозяйства и населения торфом.

Торф, как и дрова, был важнейшим блокадным топливом. Трест «Ленгосторф», его предприятия разрабатывали торфяные болота даже тогда, когда от 40-градусных морозов выходили из строя паровозы и трескались переводные стрелки узкоколеек в местах добычи. Управляющий трестом Л.В. Черняк, сообщив о выполнении приказа Военного совета Ленфронта от 25 января 1942 г.№ 035 — отгрузке 1971 тонны кускового и 143 тонн фрезерного (мелкого, получаемого по специальной технологии) торфа, просил лично Жданова срочно прислать квалифицированных мастеров для ремонта паровозов.

В конце марта 42-го СНК СССР принял предложение военсовета Ленфронта мобилизовать в помощь торфодобытчикам «ленинградских предприятий наркомата электростанций» 750 мужчин и 2750 женщин из Воронежской области, 250 мужчин и 750 женщин — из Рязанской, 1500 женщин — из Вологодской, 500 женщин — из Тамбовской, 500 мужчин и 1500 женщин из Мордовии [ЦАМО, ф. 217, оп. 1258, д. 88, лл. 13-14], чтобы реализовать программу поставки 953 тыс. тонн торфа.

Выступая перед профсоюзными лидерами, секретарь горкома ВКП (б) Яков Федорович Капустин говорил: «На Карельском перешейке больше нечего заготовить: леса больше нет, осталось корчевать пни. Для того, чтобы безбедно прожить зиму 1943/44 годов, надо заготовить 3 миллиона кубометров дров, 1700 тысяч тонн торфа. Тогда будут работать станции, будет работать водопровод, трамвай и т.д. Вы видите, какая колоссальная задача. Если зимой 1942/43 годов мы разрешили эту задачу, сломав 1700 домов, то домов у нас нет. Чтобы было на зиму топливо, чтобы не остановились предприятия, надо послать 10 тысяч человек — 5 тысяч на заготовку дров и 5 тысяч на торф».

Ленсоветовскую, городскую часть задачи поручили ТЭУ и включенному в него новому тресту «Ленторф» — организатору работы выделенных городу торфопредприятий, мобилизации туда людей из всех районов, обеспечения всем необходимым, установки технологического процесса и т.д.

С 1 октября ТЭУ разрешили начать выдавать дрова населению — по кубометру «на каждую фактически проживающую семью». Временные склады и площадки «Гортоп» размещал вдоль трамвайных и водных путей.

Город требовал дров. Напуганность городского руководства дошла до такой крайности, что 13 февраля 1944 года оно потребовало от ТЭУ силами «Гортопа» и «Ленторфа» приняться за разборку на дрова наставленных по всему Ленинграду баррикад в бывших уже секторах ВОГ (Внутренней обороны города) — на Курской, Рощинской, улице Шкапина… Через полтора месяца бесплодных трудов С.Н. Анисимов, сообщив в Исполком, что в баррикадах мало древесины, но много смерзшейся земли, камня, плит, рельсов и даже железных вагонеток, просил отменить решение от 13 февраля.

Еще одним хлопотным делом стали придуманные исполкомом «дровяные вертушки».
Ленинградское руководство внедрило систему кольцевых железнодорожных спецсоставов, сопровождаемых полномочными «комендантами». В их обязанностях — обеспечить движение «вертушек» (и по 50, и по 70 вагонов в каждой) по местам придорожных складов заготовлявшейся для города древесины, организовать погрузки, не допустить расхищения дров и благополучно, «по кольцу», в срок доставить их в Ленинград.

О достижениях и неприятностях комендантов «вертушек» ежедневно (!) телеграммами сообщалось в аппараты Попкова и самого Жданова. И, несмотря на такую опеку, в каждом рейсе что-нибудь да случалось: то оставят уполномоченных без еды и «теплушек», то вагоны заберут под «спецгрузы», то целые составы (вместе с комендантами) переадресуют куда-нибудь за Волгу, то дров на местах не окажется… А маршруты неблизкие — Череповец, Вологда, Ярославль — и каждый дежурный по станции, военный комендант, сам себе начальник… В архиве — несколько папок докладных бедолаг-сопровождающих. Но в целом дело они свое делали — шли дрова в многострадальный город.

Заканчивался 1944 год. Еще гремела война. Но их уже можно было назвать победителями.

Пусть имена хотя бы части из них сохранят для потомков наградные списки Топливно-энергетического управления:

Медаль «За оборону Ленинграда»

Волков Георгий Сергеевич, 1890 г.рожд. – ст. инженер ТЭУ
Кудряшова Вера Ивановна, 1913 г.рожд. – без указания должности
Андреева Наталья Антоновна, 1913 г.рожд. – уборщица «Энерготоп»
Арапенкова Валентина Васильевна, 1908 г.рожд. – старший бухгалтер-ревизор
Боголюбова Нина Владимировна, 1908 г.рожд. — газовый мастер завода «Энерготоп»
Виноградов Александр Иванович, 1914 г.рожд. – инженер-торфмейстер
Вольфсон Евсей Яковлевич, 1900 г.рожд. – ученый секретарь Технического совета
Губенко Берта Осиповна, 1905 г.рожд. – секретарь
Данилевич Юлий Иосифович, 1910 г.рожд. – заведующий производством
Жуков Александр Иванович, 1885 г.рожд. – инженер-электрик
Загорельская Валентина Ивановна, 1919 г.рожд. – экономист
Квашнин Иван Семенович, 1905 г.рожд. – главный механик
Левонтин Роза Гилелевна, 1907 г.рожд. – старший инженер-теплотехник
Максимова Евгения Казимировна, 1989 г.рожд. – курьер
Перегудова Наталья Михайловна, 1909 г.рожд. – начальник АХО
Перфильев Николай Филиппович, 1897 г.рожд. – начальник планового отдела
Чистов Александр Петрович, 1875 г.рожд. – руководитель топливной инспекции
Девикин Иван Иванович, 1901 г.рожд. – начальник топливно-энергетической инспеции

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»

Прохорова Екатерина Михайловна – техник технического отдела
Шапиро Ефим Маркович – начальник спецотдела ТЭУ
Арапенкова Валентина Васильевна – бухгалтер-ревизор
Белоброва Мария Павловна – инженер-торфмейстер
Розенберг Виктор Николаевич – начальник технического отдела
Шингарева Вера Сергеевна – без указания должности
Степанов-Степанянц Сергей Аркадьевич – начальник оперативного отдела
Анисимов Сергей Николаевич – начальник Управления
Басевич Бетти Максимовна – экономист-плановик
Вольфсон Евсей Яковлевич – ученый секретарь Технического совета
Губенко Берта Осиповна – секретарь
Добронравин Лев Анатольевич – зам.начальника ТЭУ
Дацкевич Евгения Ивановна – диспетчер оперативного отдела
Девикин Иван Иванович – начальник топливной инспекции
Коновалова Екатерина Сергеевна – инженер инспекции
Львова Эсфирь Адольфовна – начальник оперативного отдела
Ланин Валентин Соломонович – зам.начальника технического отдела
Левонтин Роза Гилелевна – инженер-инспектор топливной инспекции
Пастухова Мария Аркадьевна – начальник отдела кадров и спецотдела
Пивоварова Мария Юлиановна – зам.главного бухгалтера
Перфильев Николай Филиппович – начальник планового отдела
Цветков Алексей Григорьевич – главный инженер
Тракинер Дмитрий Максимович – шофер
Виноградов Александр Иванович – инженер-торфмейстер
Короткова Анна Степановна — секретарь