Трудно быть зрителем / нерецензия на недосмотренный недофильм

Сегодня пошли с Наташей в кино. На последний фильм Германа. Лучше бы не ходили, а ещё лучше было бы, если прославленный режиссёр, создатель лент «Торпедоносцы», «Мой друг Иван Лапшин» и других киношедевров не снимал экранизацию АБС. Где-то раньше читал, что картина Фляйшмана 1989 года (СССР-ФРГ) — г-но. Так вот, по сравнению с последним творением Германа, фильм 1989-го года просто конфетка.
Нас с Наташей хватило на час. После того, как мы увидели Киру (вернее то, какой её представил режиссёр), хотелось плеваться. Останавливало присутствие впередисидящих зрителей. Мы просто ушли.
Сравнивать книгу с фильмом было бы совсем неуместным, но извратить до такого… Представьте себе, что королевский дворец в Арканаре похож на захудалый колхозный свинарник. Ну, непонятный и ненужный натурализм. Как пример — половой член коня во весь экран. А земляне в фильме? Это же сборище скотов! А ведь АБС писали о людях высокой морали, о коммунарах… Эх…
В общем, скажу кратко: фильм «Трудно быть богом» Алексея Германа — УГ…. Далее следует текст Наташи. Мне было писать лень… Да и неохота…

Никогда не считала Алексея Германа режиссером с дурным вкусом, но здесь дурновкусие налицо. Фильм отдает примитивизмом и натурализмом, хотя я, пожалуй, чрезмерно строга: и Мопассану, и Эмилю Золя одинаково далеко до того, что я увидела сегодня. Тому, кто не читал книгу Стругацких, будет непонятно вообще ничего. Сюжет практически отсутствует, к счастью, мы оба читали книгу и честно пытались найти хоть какие-то параллели с книгой, но увы! Жирные волосы Ярмольника, человеческие испражнения, грязь, грязь, грязь и снова грязь, в прямом и переносном смысле, перемазанные грязью лица людей, непристойные жесты, и вдруг среди всего этого, ну совершенно не к месту, «Гул затих, я вышел на подмостки….», Бедный Пастернак, бедные Стругацкие! Режиссер, по-видимому, хотел показать низкую культуру чужой планеты, но ведь Стругацкие показывали и зарождение культуры, письменности, врачевания, словом, того, что пыталось прорасти наружу, как трава, невзирая на все гонения и попытки уничтожить таких людей. Стругацкие показывали и дона Румату, и остальных землян как носителей высокой культуры другой планеты, вот только в фильме мы этого не увидим, этого просто нет! А должно быть! Именно такого человека, каким изображен дон Румата в книге, Кира считает Богом, именно перед таким преклоняется, да и остальным он внушает невольное уважение и трепет, а здесь…. скотоподобный среди скотоподобных!

Добавить комментарий