Пожалуйста, помогите порталу! Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования. Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь.
Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
2. Город «полуденной России»
Новая эпоха существования города началась прежде всего с основания в 1558 году новой Астрахани на противоположном левом берегу Волги, двенадцатью километрами ниже старой. Именно здесь, на самом крупном холме — Заячьем (или Долгом), вытянувшемся вдоль Волги, и было решено разбить первые деревянно-земляные укрепления, которые через два с лишним десятилетия, в 1582 — 1589 годах, были заменены каменной крепостью. Крепости этой суждено было долгое время исполнять роль важнейшего форпоста на юго-востоке страны, а в 70-е годы XVII века довелось послужить надёжным оплотом героическим повстанцам Разина.
Те, кому придётся впервые увидеть Астрахань с палубы теплохода, обязательно отметят не только красоту кремлёвского ансамбля, но и мощь его укреплений — могучих белых стен, достигающих двенадцатиметровой высоты и пятиметровой толщины, и стройных башен, завершённых высокими деревянными шатрами с дозорными вышками и украшенных зелёными поливными изразцами. В конце XVIII века «перед городом наметало остров», и Волга вскоре навсегда отступила от крепости. Надо думать, как величественно выглядел кремль в то время, когда Волга протекала под самыми его стенами!
В сущности, крепость была выстроена на острове, который на северо-западе омывался Волгой, на северо-востоке — рекой Кутум, впадающей в Волгу, а на юге — заболоченным протоком, который в 40—60-е годы XVIII столетия был превращён в канал (теперь канал имени 1 Мая).
Кремль имеет четыре глухие и три проездные башни. Две проездные башни (Красные ворота и Никольские ворота с надвратной церковью), размещённые в северо-западной стене крепости, вели к Волге. Третья проездная башня — Пречистенские ворота с колокольней, — устроенная в восточной стене, вела в посад, в начале XVII века получивший наименование Белого города. Все башни имели по несколько боевых ярусов, соединённых между собой крутыми каменными лестницами в толще стен. Одним из исследователей справедливо было замечено, что Астраханский кремль только в общих чертах напоминает кремли, сооружавшиеся тогда в центральной части Русского государства2. Крепость в Астрахани выделялась не только мощной кладкой своих стен и башен. Она располагала совсем отличной от других крепостей системой боя — её стены были насыщены значительно большим количеством бойниц среднего и подошвенного боя и имели хорошо приспособленные бойницы для навесного боя из ручного огнестрельного оружия. Это было новым словом в организации пушечного и пищального огня. Можно сказать, что Астраханский кремль, наряду с Московским и Смоленским кремлями, был одной из сильнейших крепостей средневековой России.
И ещё об одном обстоятельстве нужно упомянуть, говоря о кремлёвских укреплениях. В литературе последнего времени (как в популярной, так и в научной) нет-нет да и мелькнёт замечание о том, что строил Астраханский кремль якобы Федор Конь. Мнение это ошибочное. Степень участия в строительстве знаменитого русского зодчего достаточно подробно (по обильным архивным материалам) была выявлена П. X. Хлебниковым3. Дело в том, что в самом начале строительства крепости возник вопрос о растворе для кладки (возможно, это было связано с применением большого количества старого кирпича из развалин золотоордынской столицы Сарая-Бату). Пробу выслали, как мы сейчас бы сказали, «на экспертизу» тогда уже знаменитому мастеру Ф. Коню, и тот дал свои рекомендации. К этому свелось все участие известного зодчего в строительстве астраханской крепости. Подлинными создателями кремля были М. Вельяминов и Д. Губастый. Их детище — это не только оборонительное сооружение, оно исполнено суровой величественной красоты. Недаром летописец писал об Астраханском кремле с восторгом: «…зделан город бесчисленно хорош, и кругом его пояс мраморен, зелен да красен»4.
Через главные Пречистенские ворота войдём на кремлёвскую территорию. Толща нижнего яруса колокольни как-то сразу отсекает от нас шум большого города, и во внезапно наступившей тишине теперь особенно отчётливо слышны шаги проходящих по кремлёвской площади людей. За аркой мы неожиданно оказываемся перед постройкой колоссальных масштабов. Её белый силуэт виден из самых отдалённых окрестностей Астрахани, отовсюду — и с палубы теплохода и с выжженной солнцем пустыни, окружающей город. Это Успенский собор — самое яркое архитектурное сооружение края, выдающееся произведение крепостного мастера Дорофея Мякишева.
Стены и башни Астраханского кремля. 1582—1589
Крымская башня Астраханского кремля. 1582—1589
Башня Красные ворота Астраханского кремля
Первоначальная постройка из дерева на месте существующего собора появилась почти одновременно с самим деревянным городом — через два года после его основания, в 1560 году. В конце того же века её заменили каменным собором. К концу XVII века эта первая каменная постройка, фундаменты которой были обнаружены во время недавних раскопок в нижней церкви нынешнего здания, несмотря на пристройки середины XVII века, оказалась тесной. Её решили не восстанавливать. Собор конца XVI века был разобран, и в 1698 году приступили к сооружению на его месте грандиозного церковного здания, дошедшего до наших дней.
Галерея-гульбище Успенского собора
Основные элементы объёмно-планировочной композиции собора — двусветный кубический объем, пятиапсидная алтарная часть, шесть столбов, несущих своды, пятиглавие — призваны подчеркнуть идею торжественности, монументальности самого главного культового здания города. Сами по себе они вполне в стиле того времени. Другое дело, какие средства употребил зодчий, организуя эти элементы. А они-то чрезвычайно интересны. Со всех сторон куб храма окружает двухъярусная галерея — гульбище с аркадой в нижнем ярусе. Ее столбы, карнизы, балюстрада представляют собой, по сути дела, сплошной резной пояс из балясинок, сухариков, дынек, городка. Непрерывный «бег» полос этой резьбы, точно рассчитанные акценты горизонтальных членений создают полную иллюзию ажурности галереи, которая кажется наполненной светом и воздухом. И вот на этом своеобразном, почти «невесомом» постаменте свободно и легко вырастает объем верхнего храма. Конечно, стройное движение архитектурных масс подчёркивают и высокие барабаны пятиглавия, и тонкие парные колонки по фасадам, и значительные перспективные углубления окон нижнего света, и даже посводная кровля. Однако главное все же в оригинальном постаменте собора — гульбище, так как именно оно обеспечивает сложнейший переход от земли к архитектурной массе, сотворённой руками человека.
У астраханского собора есть аналог — Успенский собор Рязанского кремля. Обе постройки были, пожалуй, самыми монументальными культовыми зданиями тогдашней России. Д. Мякишев несомненно знал о грандиозном сооружении Я. Бухвостова в Рязани, строившемся чуть ранее астраханского. Отсюда тесная общность у обоих храмов в объёмно-планировочном решении. Но о подражательстве здесь не может быть и речи. Достаточно сравнить хотя бы принципы применения фасадной резьбы. Резные узоры астраханского собора, составленные большей частью из сложного фасонного кирпича, выполняют иную роль, чем белокаменные узоры рязанского собора. Эффект их укрупнённого рисунка сказывается не вблизи, а с расстояния примерно в 100—150 метров, то есть с той точки, откуда 75-метровый собор производит наиболее сильное впечатление. Напряжение декоративных поясов (особенно заметное в резьбе аркады), выявляя «лепку» объёмных форм храма, словно передаётся самим формам. Этого эффекта у сложнейшей резьбы собора в Рязани, к сожалению, нет.
Астраханский кремлёвский собор, в сущности, целый ансамбль, о каждой особенности которого можно было бы рассказать много интересного. Органическая часть этого ансамбля — связанное с папертью собора одной площадкой Лобное место — второе сохранившееся в России после московского. В ансамбль собора включается и стоящая рядом с ним высокая колокольня, выстроенная в 1900-е годы на месте изящной классицистической колокольни начала XIX века. Ложнорусские детали перегружают фасады сооружения, но его равномерно убывающие кверху ярусы делают колокольню стройной и, в общем, согласной в пропорциях с собором.
До нас не дошёл восьмиярусный двадцатитрехметровый соборный иконостас, содержавший, судя по описаниям, немало ценных образцов древней живописи. Но кое-что от первоначального убранства интерьера все же сохранилось. В Астраханской картинной галерее сейчас находятся богато украшенные металлические врата храма, которые когда-то помещались в трёх великолепной резьбы порталах собора. Декорированные тонким прорезным чеканным орнаментом «под серебро», они имеют двухслойную подкладку из слюды и просвечивающей сквозь неё красной ткани, прокрашенной свинцовым суриком оранжевого тона. До сих пор волнует мерцающий блеск этих старинных церковных врат.
Редчайшим сокровищем прикладного искусства является и древняя плащаница, хранившаяся в соборе. У этого памятника сложная судьба. Плащаница была вышита во второй половине XV века и находилась в московском Архангельском соборе. В начале XVII века с Мариной Мнишек она попала в Астрахань, где в конце концов и осталась в кафедральном соборе. Сейчас этот памятник древнерусского искусства по праву является одним из ценнейших экспонатов Астраханского музея.
Успенский собор чрезвычайно высоко оценивался современниками. Пётр I, побывавший в Астрахани в 1722 году, заметил, что «во всем государстве нет более лепотного храма». Он указывал взять астраханский собор за образец для Никольского Морского собора, строившегося в Петербурге в ознаменование выхода России к берегам Балтики5. Примечания 2. См.: Воробьев А. В. Астраханский кремль. Волгоград, 1968, с. 8. 3. См.: Хлебников П. X. Астрахань в старые годы. Спб., 1907, с. 126 и др. 4. Цит. по кн.: Очерки русской культуры XVI века. Ч. 1. М., 1977, с. 328. 5. См.: Русское искусство барокко. М., 1977, с. 71. продолжение следует…