Жизнь и смерть астраханских газет. Междусловие

Пожалуйста, помогите порталу!

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!

Междусловие
По мере написания книги у читателей начинают появляться вопросы относительно моего замысла, относительно верстки газет и другие. Поэтому, я решил дать такое междусловие. Есть предисловие, есть послесловие, теперь, вот, есть междусловие (хотя, как мне кажется, я не новатор в этом вопросе и что такого рода междусловия уже могли быть и раньше).
Итак, это не готовая работа, но, в то же время, это и не полуфабрикат. Этюды пишутся от случая к случаю. От возможности посидеть лишний раз за клавиатурой и выложить новые килобайты в ЖЖ. Приятно, что есть комментарии – свидетельство интереса к публикации. Пользователь http://astrahamka.livejournal.com/ спрашивает «и что из всего этого следует». Я, конечно, даю ответ, что искать какие-то причинно-следственные связи в работе не надо. Это всего лишь описания и я не претендую на то, что бы кто-то эту работу посчитал за научный труд. Боже упаси! Разве кто-то считает труды Тацита или Нестора научным трудом? Источниками, да. Но не научной работой. Вот и у меня получается что-то вроде источника, летописи. Хотя, стоит заострить внимание на то, что у меня материал изложен вовсе не в хронологическом порядке, а предпринята некая попытка как-то классифицировать и проанализировать накопившийся материал. Это, конечно, отдает наукообразностью, но не совсем не наука. А, как я уже сказал ранее публицистика. Публицистические этюды. И потом, я заранее извинился за некую предвзятость, субъективность изложенного. Думаю, что наши современные историки, анализируя современную действительность, не могут быть историками в чистом виде, поскольку их политические пристрастия, вне зависимости от их собственного желания, будут проявляться в их трудах. Чем дальше от нас эпоха, тем, в принципе, объективнее может быть исследование.
Теперь я хочу немного отойти от вопроса исследования и уделить чуточку внимания сопутствующей теме. А именно, полиграфическим особенностям рождения местных СМИ. Я понимаю, что это вопрос не совсем соотноситься с выбранной темой, однако же, как мне кажется, он будет интересен читателям.
Итак, пользователь http://vnn1977.livejournal.com/ в одном комментарии спросил «А на чём ещё можно верстать газету? На печатной машинке?» Дорогие френды, а как, по-вашему, верстали газеты в докомпьютерное время? Ну, конечно не на пишущей машинке, хотя, для издания буклетов формата А-5 небольшим тиражом использовались, как бы это не показалось странным, и пишущие машинки. У меня в библиотеки есть несколько изданий, которые, как видно из шрифта набирались на пишмашинках и размножались старыми советскими копировальными аппаратами типа «Эра». Был даже такой профессиональный полиграфический жаргонизм «отэрить», как сейчас говорят «отксерить».
Само собой, что кроме пишущей машинке профессиональная докомпьютерная верстка осуществлялась с помощью строкомера. Верстальщик знал, сколько символов в строчке, умело использовал переносы, разрядку и труд этот был нелегкий. Отливались готовые строчки на линотипе.
Чуть позже пришел компьютер, но не надо думать, что сразу же и родился «пижамкер» (PageMaker). Нет, в эпоху DOS были другие программы верстки. К сожалению, я сейчас не скажу, что это были за софтины, но первые верстальщики «Горожанина» Андрей Верига и Андрей Останин прекрасно помнят, о чем идет речь. В эпоху Windows появился «пижамкер», а потом и In Design и QuarkXPress.
Ранняя докомпьютерная полиграфия осуществлялась в основном методом высокой печати. Это когда в процессе печати из строчки могла случайно выпасть какая-нибудь буква. Иногда такие случайности становились для полиграфистов трагедиями. Представьте, что в слове «Сталинград» (или, допустим, «Ленинград») выпала буква «р», что получается? «Сталинг ад» («Ленинг ад), то есть гад Сталин (гад Ленин). Ну, нормальный человек не усмотрел бы в этом ничего крамольного. А соответствующие партийные и советские органы, бдящие за каждым шагом советского человека, усматривали диверсию, саботажа, измену родине. Так что печатникам приходилось несладко.
Затем на смену пришла более удобная офсетная, та, которая используется сейчас. Это уже готовые металлические пластины со сверстанными полосами, и, сами понимаете, что выпасть оттуда литерам просто невозможно.
Теперь о типографиях. Местные газеты, если не брать районные издания (о них мы поговорим как-нибудь отдельно) печатались (и печатаются) в основной своей массе в государственной типографии «Волга», которая обладает неплохими полиграфическими ресурсами. В целях экономии некоторые издания использовали близкие к Астрахани районные типографии (наримановскую, камызякскую), на которых в 90-х гг. еще не пахло офсетом. Чуть позже появилась типография газеты «Каспиец», передислоцировавшаяся, как мне кажется в 1993 г. из Баку. Это событие примечательно тем, что у «Каспийца», как мне кажется, было неплохое оборудование (все-таки ресурс минобороны) и там принимали полосы, сверстанные на компьютере. И по цене «Каспиец» был гораздо выгодней «Волги». Как мне известно, в 90-х гг. без оформления документов, то есть «черным» налом, в «Каспийце» можно было заказать продукцию еще дешевле (все-таки налоги при этом не брались, а, значит, можно было премировать своих сотрудников конвертами с денежками).
Последней из крупногабаритных типографий появилась упоминавшаяся ранее типография концерна «МИГ», в которой издания так же заказывали печать тиража.
Еще немаловажным фактором печати было то, что ряд изданий, печатались в соседней Волгоградской области. Казалось бы, что при дальность в 500 км. от Астрахани выгода должна отсутствовать, но, как показывает практика, полиграфуслуги северного соседа дешевле и даже доставка не вызывает особых затрат. А в совокупности печать в Волгограде и доставка в Астрахань обходятся дешевле, чем услуги «Волги». Долгое время один известный астраханский рекламный еженедельник печатался в Волгограде, но как-то редактору позвонили из областной администрации и чуть ли не приказали печататься в «Волге», в противном случае изданию могли обеспечить трудности в дальнейшем существовании.
Наконец, были некоторые издания (в основном, глянцевые журналы), для которых качество печати было очень важным и предпочтение в таком случае отдавалось цифровым типографиям «Нова» и «Новая линия», где печать, не смотря на дороговизну, лучше.
Я допускаю, что какие-то астраханские издания могли печататься в Москве, и даже за рубежом, но мне об этом ничего не известно.