Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
Игорь Бодров
В роще у села
Из цикла очерков «Встречи в пути»
Астрахань, 1994 г.
Разве что единицы из неугомонного племени астраханских футбольных болельщиков увидели наяву мастерство теперь уже легендарного Льва Яшина. К концу шестидесятых годов наш «Волгарь» обретал своё доброе имя в масштабах России, но о высшей лиге, где выступало Яшинское московское «Динамо», нечего было и мечтать. Поэтому на постоянных болельщицких «толкучках», — то у междугородного телефонного пункта, то перед очередной игрой у стадиона — с особым почтением слушались рассказы очевидцев игры Яшина в Москве, Киеве, Тбилиси, да и в других городах, где имелись команды высшей лиги.
И вот мы — астраханцы: два Анатолия — Гладченко и Диенко, а также я, оказавшиеся на автомашине в Пятигорске летом 1970 года, — вдруг приняли прямо-таки авантюрное решение. Его инициатором стал Гладченко, пожалуй, самый беззаветный знаток футбола в нашей компании. Раскрыв книжечку футбольного календаря, он торжественно сообщил:
— Итак, 6 июля 1970 года московское «Динамо» играет в Ростове с командой СКА. Прекрасная возможность побывать на этой игре и увидеть Яшина!
Предложение Анатолия нас, конечно, озадачило, ведь от Ростова мы находились километров, этак, в пятистах. Но чем черт не шутит! И вот мы мчимся по шоссе и поспеваем на стадион минуты за две до начала календарного матча Яшина увидели, он несколько раз выходил победителем в сложных игровых ситуациях, однако общее впечатление от матча как-то стёрлось в памяти, ибо завершился он нулевой ничьей, хотя «Динамо» в этот день осталось лидером первенства, поскольку основные соперники — армейцы Москвы — проиграли в том туре тбилисцам.
Думалось, что больше Льва Ивановича Яшина увидеть не придётся, ведь он заканчивал свою блистательную карьеру. Но нет, судьба предоставила ещё одну возможность ровно через десять лет не только увидеть, но и пообщаться с великим вратарём всех времён и народов. И где бы, вы думали? В прибрежной ветловой рощице на окраине астраханского села Оля. Попал я в команду московских гостей, жаждущих побросать спиннинг в астраханских водах. По договорённости мы должны были приехать в Оля, пересев тем на исполкомовский баркас, чтобы отправиться ловить рыбацкую удачу в район девятой огнёвки Главного банка.
В Оля нам сказали, что баркас должен вот-вот прибыть. Поскольку на его борту вот уже двое суток вместе с супругой отдыхает сам Лев Иванович Яшин. Предложили отдохнуть в этой рощице, где Яшина поджидала милицейская «Волга» с двумя подполковниками.
И вот, наконец, баркас появляется на горизонте, и через несколько минут нам всем пожимает руки сам Лев Яшин, небритый, в светло-голубом спортивном костюме, восторженно рассказывает о неповторимой в его жизни рыбалке, о здоровущих судаках, соме, который сломал удилище спиннинга.
Баркас уходит на дозаправку топливом, подполковники расстилают на траве белоснежные скатерти, появляются бутылки с коньяком, закуской, о которой сейчас можно только мечтать.
Супруга Льва Ивановича отчаянно протестует против налитой перед мужем рюмки (ему впрямь нельзя было употреблять спиртное, позже пришлось ампутировать ногу), но Яшин непреклонен, хитрит: «Надо поблагодарить товарищей, сказать тост».
Интересно, какой же тост произнесёт знаменитый вратарь?
Пишу эти строки и изгоняю из себя внутреннего цензора. Скажу откровенно — тост меня разочаровал. Яшин говорил высокопарно, что-то о народе, партии и о нашем славном государстве. Думалось: разве он на кремлёвском правительственном приёме? Может, там была бы сия тирада, как говорится, к столу сказана? Ну да ладно, простим сей пассаж Льву Ивановичу, ведь когда разговор зашёл о футболе, о Ринате Дасаеве. который только что появился на футбольном небосклоне, глаза его оживились, загорелись, так было интересно его слушать. Он предрёк Ринату большое футбольное будущее…
… Подошёл баркас. Мы прощаемся с Львом Ивановичем. Ещё одно рукопожатие с человеком, вписавшим своё имя в историю российского спорта золотыми буквами.
Мы тебя вечно будем помнить, дорогой Лев Иванович!
Пусть земля тебе будет пухом!..
продолжение следует…
От себя: ну а почему бы полковнику Советской Армии, коммунисту (с 1957 года) Льву Яшину и не произнести тост за народ, партию, государство. Вполне естественно. Ведь не при нынешнем поганом капитализме он воспитывался и своей карьерой обязан не олигархам, а Советской власти…