И. Бодров — «Открытие братьев Артемьевых»

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Астраханцы гордятся построенными в их городе самыми крупными на Каспии и Волге нефтеналивными судами, но многие не знают, что именно в Астрахани родилась идея создания танкера и возникла первая нефтеналивная флотилия. В областном краеведческом музее хранится уникальная брошюра, изданная в 1883 году в Москве под названием «Несколько слов о перевозке нефти нефтеналивной системой в морских и речных судах, изобретённой впервые в 1873 году братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми в Астрахани». Авторы брошюры Николай Иванович и Дмитрий Иванович Артемьевы, имевшие в Астрахани небольшой судоремонтный завод и несколько судов, с 1866 года перевозили нефть из Баку на Волгу в двадцатипудовых эмалированных бочках, грузившихся на палубы и в трюмы. Попытки удешевить столь трудоёмкие и малоприбыльные перевозки за счёт увеличения ёмкости бочек ощутимых результатов не дали. И вот тогда-то у братьев Артемьевых возникла идея создания нефтеналивного судна. «В 1873 году, — пишут они, — мы переделали кусовую лодку «Александр» для налива нефти, устроив в ней ларь, в который нефть наливалась и выгружалась с помощью ручного насоса, что немедленно отразилось в скорости выгрузки и нагрузки её. Этот первый опыт, повлекший на нас насмешки других промышленников, дал между тем блестящие результаты. В то время, когда прочие наши суда, грузившиеся старым способом, сделали в навигацию шесть рейсов, лодка «Александр» совершила их восемь. Причём, первые, выгрузив на 9-футовом рейде нефть, другого груза, кроме порожних бочек, не могли взять, тогда как последняя, выгрузившись и приведя ларь в должную чистоту, тотчас же грузилась лесом и шла обратным рейсом в Баку уже не пустою».
Ироническое отношение к изобретению Артемьевых сменилось у других судовладельцев лихорадочной поспешностью, с которой они начали переоборудовать свои суда для перевозок нефтепродуктов. «Товарищество братьев Нобель» разработало проект морского наливного парохода для перевозки керосина. Он был построен в 1878 году на заводе «Мотала» в Швеции и назван «Зороастр», и вскоре первый в мире танкер пришёл на Каспий. Уже в 90-х годах позапрошлого столетия в России строились нефтеналивные баржи грузоподъёмностью 300 тысяч пудов. В1903-1904 годах на Сормовском заводе были спущены на воду танкеры-дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат», которые курсировали между Астраханью и городами Нижней Волги. Новый способ нефтеперевозок, предложенный Николаем и Дмитрием Артемьевыми, получил за рубежом название «русского». В кратчайшие сроки артемьевский способ нефтеперевозок распространился во многих странах, дав мощный толчок дальнейшему развитию нефтяной промышленности и водному транспорту: появились нефтепроводы, нефтеперегонные заводы, было введено нефтяное отопление на паровых судах Каспия и Волги, возникли пристани и склады в Баку, Астрахани, Царицыне, Нижнем Новгороде и других городах России. Так выходцы из астраханской мещанской среды приобрели в деле нефтеперевозок мировую известность. Николай Иванович Артемьев прославился и на общественном поприще, будучи не только Почётным гражданином города, но и почётным членом Астраханского благотворительного общества и действительным членом Петровского общества исследователей Астраханского края.
Из книги ”Город и Люди” (Астрахань, 2001 г.). Скан http://levtrozky.blogspot.ru, OCR моё.