Е. Шнайдштейн — «Мы породнились давно»

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!


С древнейших времён и до сегодняшнего дня в Нижневолжском регионе мирно сосуществуют различные народы и религии. Первым феодальным государством на этой территории был Хазарский каганат (VII—X вв.). В нём процветали почти все известные в ту пору религии. В каждом поселении было несколько судей, которые судили в зависимости от веры подсудимого, а язычников — «по обычному праву», то есть по законам общины. В Итиле, Семендере и других городах бок о бок располагались и мирно уживались христианские церкви, еврейские синагоги, мусульманские мечети, в окрестностях же на обряд поклонения деревьям собирались язычники, здесь же поклонялись огню и воде, луне и солнцу. Был период (VIII век), когда каганат, завоёванный арабами, целиком и полностью обратился в мусульманство, но, окрепнув со временем, вновь обрёл независимость. Хазарские правители не хотели подчиняться ни христианским, ни мусульманским могущественным соседям и при кагане Обадии приняли иудейство в государственном масштабе. Это произошло на рубеже VIII—IX веков.
В XIII веке Нижнее Поволжье стало центром государства Золотая Орда, основанного внуком Чингисхана — Бату. В Золотоордынском государстве так же, как и в Хазарин, проживали представители многих племён и народов. Известный арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший столицу Золотой Орды — Сарай, отметил, что в городе «живут разные народности, как-то: монголы — это настоящие жители страны и владыки её, некоторые из них мусульмане; асы — которые мусульмане; кыпчаки, черкесы; русские и византийцы — которые христиане». Взаимоотношения монголов и русских были дружественными. Согласно Чингисхановой ясе, монголы вообще приняли русскую церковь под своё покровительство. Ханские ярлыки освобождали христианское духовенство от всех видов дани, оберегали земли, воды, сады и огороды, принадлежавшие церкви. Церковные здания освобождались от постоя. За оскорбление церквей, уничтожение их имущества, хуление веры полагалась смертная казнь. При хане Берке, принявшем христианство, образовалась Сарайская православная епископия (1261). Причиной её учреждения было прежде всего увеличение численности русского населения в Орде. Кроме того, как ханы, так и русские митрополиты использовали сарайских епископов для связи с главой православной церкви — константинопольским патриархом. Для монгольских ханов русская митрополия была таким образом одним из инструментов их политики в Восточной Европе. Сведения о христианстве в Золотой Орде, содержащиеся в письменных источниках, подтверждаются и археологическими данными. Так, во время раскопок на Селигренном городище (Сарай-Бату) в 1971 году найдены нательные иконки и крестики. Особый интерес представляет медная иконка с изображением Иоанна Предтечи.
В 1978 году во время раскопок городища XIV века в посёлке Мошаик на восточной окраине Астрахани была найдена нательная иконка с именем и изображением Георгия Победоносца. Как письменные, так и археологические источники однозначно указывают на давнее мирное сосуществование ислама и христианства в нашем многонациональном крае.
На фото: иконки христианские. Георгий Победоносец (слева). Урочище Мошаик. Иоанн Предтеча (справа). Селитренное городище. III век н. э.
Из книги «Город и Люди» (Астрахань, 2001 г.). Скан http://levtrozky.blogspot.ru, OCR моё.