Астраханцы гордятся построенными в их городе самыми крупными на Каспии и Волге нефтеналивными судами, но многие не знают, что именно в Астрахани родилась идея создания танкера и возникла первая нефтеналивная флотилия. В областном краеведческом музее хранится уникальная брошюра, изданная в 1883 году в Москве под названием «Несколько слов о перевозке нефти нефтеналивной системой в морских и речных судах, изобретённой впервые в 1873 году братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми в Астрахани». Авторы брошюры Николай Иванович и Дмитрий Иванович Артемьевы, имевшие в Астрахани небольшой судоремонтный завод и несколько судов, с 1866 года перевозили нефть из Баку на Волгу в двадцатипудовых эмалированных бочках, грузившихся на палубы и в трюмы. Попытки удешевить столь трудоёмкие и малоприбыльные перевозки за счёт увеличения ёмкости бочек ощутимых результатов не дали. И вот тогда-то у братьев Артемьевых возникла идея создания нефтеналивного судна. «В 1873 году, — пишут они, — мы переделали кусовую лодку «Александр» для налива нефти, устроив в ней ларь, в который нефть наливалась и выгружалась с помощью ручного насоса, что немедленно отразилось в скорости выгрузки и нагрузки её. Этот первый опыт, повлекший на нас насмешки других промышленников, дал между тем блестящие результаты. В то время, когда прочие наши суда, грузившиеся старым способом, сделали в навигацию шесть рейсов, лодка «Александр» совершила их восемь. Причём, первые, выгрузив на 9-футовом рейде нефть, другого груза, кроме порожних бочек, не могли взять, тогда как последняя, выгрузившись и приведя ларь в должную чистоту, тотчас же грузилась лесом и шла обратным рейсом в Баку уже не пустою».
Ироническое отношение к изобретению Артемьевых сменилось у других судовладельцев лихорадочной поспешностью, с которой они начали переоборудовать свои суда для перевозок нефтепродуктов. «Товарищество братьев Нобель» разработало проект морского наливного парохода для перевозки керосина. Он был построен в 1878 году на заводе «Мотала» в Швеции и назван «Зороастр», и вскоре первый в мире танкер пришёл на Каспий. Уже в 90-х годах позапрошлого столетия в России строились нефтеналивные баржи грузоподъёмностью 300 тысяч пудов. В1903-1904 годах на Сормовском заводе были спущены на воду танкеры-дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат», которые курсировали между Астраханью и городами Нижней Волги. Новый способ нефтеперевозок, предложенный Николаем и Дмитрием Артемьевыми, получил за рубежом название «русского». В кратчайшие сроки артемьевский способ нефтеперевозок распространился во многих странах, дав мощный толчок дальнейшему развитию нефтяной промышленности и водному транспорту: появились нефтепроводы, нефтеперегонные заводы, было введено нефтяное отопление на паровых судах Каспия и Волги, возникли пристани и склады в Баку, Астрахани, Царицыне, Нижнем Новгороде и других городах России. Так выходцы из астраханской мещанской среды приобрели в деле нефтеперевозок мировую известность. Николай Иванович Артемьев прославился и на общественном поприще, будучи не только Почётным гражданином города, но и почётным членом Астраханского благотворительного общества и действительным членом Петровского общества исследователей Астраханского края.
Из книги ”Город и Люди” (Астрахань, 2001 г.). Скан http://levtrozky.blogspot.ru, OCR моё.
И. Бодров — «Открытие братьев Артемьевых»
Пожалуйста, помогите порталу!