А.Марков «Редкие астраханские издания» (окончание)

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Александр Марков
«Редкие астраханские издания»
328434_originalСовсем неожиданным для меня было, когда я узнал, что в Астрахани издавалась книга «Воспоминания воздухоплавателя».
Автором ее был Адам Сигизмундович Малаховский. Имя этого прекрасного архитектора, знатока древнего зодчества встречалось мне в архиве не раз. Он составлял проекты деревянных корпусов на курорте «Тинаки», готовил проект здания пастората при лютеранской кирхе, принимал участие в сооружении комплекса деревянных увеселительных сооружений в саду «Аркадия»…
Попался мне и его послужной список, составленный в 1912 году 11. Из него видно, что в 1892 году Малаховский окончил С.-Петербургскую академию художеств с званием классного художника. Был назначен на должность младшего инженера строительного отделения Астраханского губернского правления. С 1896 года Малаховский — городской архитектор…
К тому же Адам Сигизмундович был спортсменом, отважным и смелым человеком. В 1907 году был награжден серебряной медалью «За спасение погибавших» для ношения на груди на Владимирской ленте. Он спас четырех человек, провалившихся под лед на реке Кутум.
И вот недавно я прочитал аннотированный указатель книг и публикаций в журналах «История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях» (т. 3, ч. 3, М., «Книга, 1981 г.)
На странице 103 увидел имя А. С. Махаловского. Там было написано о нем: «В период 1895—1902 гг. младший архитектор. Действительный член воздухоплавательного отдела Российского технического общества».
И тут же указано, что в 1902 году он издает в Астрахани книгу «Воспоминания воздухаплавателя». Ни в одной библиотеке города этой книги не оказалось. Одна надежда на библиотеку им. Ленина. Послали туда запрос.
И вот я держу большого формата книгу, со вкусом изданную в Астрахани в типографии В. Л. Егорова, против окружного суда, в 1902 году. На обложке заглавие: «На воздушном корабле. Из заоблачных экскурсий». А чуть ниже: «Архитектор А. С. Малаховский (действительный член Императорского русского технического общества, VII воздухоплавательного отдела)».
По книжному полю обложки, видимо, рукою автора написано: «Издано 100 экземпляров».
Каждая страница книги заключена в красивую наборную рамку коричневого цвета.
В предисловии Малаховский писал: «С незапамятных времен человек стремится проникнуть в воздушное пространство, постигнуть его тайны и покорить своей власти, как покорил он уже другие стихии природы…»
Книга написана живо, я бы даже сказал, талантливо. Она не только точно фиксирует особенности полетов, но и передает психологический настрой воздухоплавателей.
Глава «Первый полет» начинается с краткого экскурса в историю воздухоплавания. Затем подробно описывается сама подготовка к полету: «Было серенькое, туманное петербургское утро, когда я вышел из дома: наш полет назначался на 4 сентября 1889 года. Прежде всего я отправился к заведовавшему тогда воздухоплавательной командой поручику А. М. Кованько для совместного выбора голубей, которых нужно было взять с военно-почтовой голубиной станции для передачи фотографических снимков во время полета».
Отлет был назначен с территории газового завода. Туда прибыл фургон с воздушным шаром, гондолой и всеми приборами. Приехал туда и инженер-полковник Н. А. Козлов, одетый в шведский кожаный костюм на байке. Он должен был лететь с Малаховским. Третьим спутником был физик-механик С. Ф. Вроблевский. Наполнение шара светильным газом происходило под наблюдением поручика В. А. Семковского.
Гондола была сплетена из камыша и ивовых прутьев.
Первая попытка взлететь едва не кончилась трагически. Наполненный газом шар сильным порывом ветра чуть не ударило о стену завода. Солдаты, ухватив его за веревки, еле удержали. Послышалась вторичная команда: «Отпускай!».
«Опять мы были на волосок от смерти,— пишет далее Малаховский,—наш шар, отделившийся от земли, понесло ветром прямо на заводскую трубу. Крушение казалось неизбежным, но выброшенный нами балласт заставил шар взмыть стрелой вверх…». Удивительное чувство охватило Малаховского. Он писал об этом с восторгом: «Мы неслись все выше и выше. Перед нами открывалась роскошная панорама: вдали мерцал кое-где освещенный солнцем Петербург, здания-колоссы казались какими-то крохотными коробками, и только золоченые купола церквей разнообразили волшебный вид столицы…».
Козлов делал метеорологические наблюдения, Вроблевский управлял шаром, а Малаховский фотографировал и тут же вкладывал пленки в светонепроницаемые оболочки, изобретенные Козловым. Затем их прикрепляли к ножке голубя и записывали на них высоту. Для микроснимков использовали специальную фотокамеру, также изобретенную Козловым.
Воздушный шар приземлился в Царском Селе. Второй полет Малаховский совершил в сентябре 1890 года вдвоем с Н. А. Козловым, который хотел испытать новые свои изобретения — воздухоплавательный компас и новый аппарат для точного определения выбрасываемого балласта.
Этот полет также закончился успешно. Третий полет   Малаховский   совершил  один   13  сентября 1891 года. Он должен был провести интересное исследование по просьбе французских аэронавтов Эрмита и Безансона. Они хотели проверить гайдроп как эквалибр на равнинных просторах России перед полетом через Северный полюс.
Кроме того, Малаховский должен был вести метеорологические наблюдения, фотографировать местность, наносить на карту пройденный путь. К тому же в последнюю минуту Козлов принес аппарат доктора Боженова, предназначенный для определения микроогранизмов в высших слоях атмосферы.
Адам Сигизмундович попытался делать во время полета и акварельские зарисовки. Но влажная бумага твердела, кисть замерзала. Высота была более трех тысяч метров. От разряженной атмосферы из-под ногтей сочилась кровь. И все же Малаховский зарисовал явление, называемое «Ореол аэронавтов».
Последний раздел книги называется «К проекту полета на Северный полюс».
В конце книги Малаховский выражает надежду, что в недалеком будущем человек сможет свободно управлять совершенными воздушными кораблями.
Книга Малаховского, изданная в маленькой типографии, мизерным тиражом, прокладывала путь к великим открытиям в области воздухоплавания.

11 ГААО, ф. 20, оп. 6, д. 1253, л. 2—3.
© Александр Марков «Найдено в Астрахани», Волгоград, 1988. С. 68-84.