Александр Фадеев — Русские исторические портреты XVIII века

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

||||||
И.Н.Никитин Петр I на смертном ложе
Б. К. Растрелли. Анна Иоанновна с арапчонком
Б.К. Растрелли Бюст Петра I
кликабельны
Александр Фадеев
Русские исторические портреты XVIII века

Надо думать, что внешний и внутренний облик Петра I лучше всего передают живописный портрет И. Никитина и скульптурный портрет К. Б. Растрелли (отца известного архитектора). Только Никитин больше передает «интимного», «домашнего», «простого» Петра (не умаляя нисколько значительности его), а Растрелли — государственного деятеля, военного вождя и пр. Этим художникам можно доверять, как людям, придерживавшимся реалистического направления, близко знавшим Петра и хорошо — можно сказать, практически изучившим его внешность.
В музее художественных миниатюр (Виктории и Альберта) в Лондоне я обратил внимание на миниатюру, кажется, французскую, начала XVIII века: на переднем плане Пётр, он положил руку на голову чудесно выписанного арапчонка (Ганнибала?). На заднем плане, надо полагать, Полтавская битва, — во всяком случае, видно, как на конях палят и рубят бородатые мужики. Этот — должно быть, заочный портрет Петра, написанный, однако, его современником-французом, отдавшим Петру почтительную дань и назвавшим его Великим, — этот портрет уступает двум вышеназванным, хотя и прекрасно сделан в цвете. Негр здесь приукрашен, манерен, нижняя губа характеризует человека скорее капризного, чем волевого.
Что касается бюста Растрелли, то, хотя он и был «одописец» в скульптуре, подобно Тредиаковскому в поэзии, он был правдив. Так, он не смог приукрасить лица Анны Иоанновны (в группе с арапчонком) —правда не позволила. И Пётр его правдив в своём историческом величии, как правдива Анна в своём безобразии, несмотря на то, что скульптор ставил своей целью «прославить» Анну.
Александр Фадеев, собрание сочинений в 7 тт., т. 6., стр. 565.
От себя: а французскую миниатюру XVIII века я найти, к сожалению, не смог…