Пожалуйста, помогите порталу!
И.Н.Никитин Петр I на смертном ложе
Б. К. Растрелли. Анна Иоанновна с арапчонком
Б.К. Растрелли Бюст Петра I
кликабельны
Александр Фадеев
Русские исторические портреты XVIII века
Надо думать, что внешний и внутренний облик Петра I лучше всего передают живописный портрет И. Никитина и скульптурный портрет К. Б. Растрелли (отца известного архитектора). Только Никитин больше передает «интимного», «домашнего», «простого» Петра (не умаляя нисколько значительности его), а Растрелли — государственного деятеля, военного вождя и пр. Этим художникам можно доверять, как людям, придерживавшимся реалистического направления, близко знавшим Петра и хорошо — можно сказать, практически изучившим его внешность.
В музее художественных миниатюр (Виктории и Альберта) в Лондоне я обратил внимание на миниатюру, кажется, французскую, начала XVIII века: на переднем плане Пётр, он положил руку на голову чудесно выписанного арапчонка (Ганнибала?). На заднем плане, надо полагать, Полтавская битва, — во всяком случае, видно, как на конях палят и рубят бородатые мужики. Этот — должно быть, заочный портрет Петра, написанный, однако, его современником-французом, отдавшим Петру почтительную дань и назвавшим его Великим, — этот портрет уступает двум вышеназванным, хотя и прекрасно сделан в цвете. Негр здесь приукрашен, манерен, нижняя губа характеризует человека скорее капризного, чем волевого.
Что касается бюста Растрелли, то, хотя он и был «одописец» в скульптуре, подобно Тредиаковскому в поэзии, он был правдив. Так, он не смог приукрасить лица Анны Иоанновны (в группе с арапчонком) —правда не позволила. И Пётр его правдив в своём историческом величии, как правдива Анна в своём безобразии, несмотря на то, что скульптор ставил своей целью «прославить» Анну.
Александр Фадеев, собрание сочинений в 7 тт., т. 6., стр. 565.
От себя: а французскую миниатюру XVIII века я найти, к сожалению, не смог…