Александр Фадеев — Суриков

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Александр Фадеев
Суриков

Поражает, что у этого могучего художника-монументалиста, в отличие от Репина, к примеру, так неинтересны эскизы к его большим картинам. У Репина они часто интереснее самих картин. Очевидно, Суриков подходил к ним только как к чему-то технически вспомогательному, конструктивному.
Стоит взять эскизы к самым прекрасным его картинам — «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Утро стрелецкой казни», чтобы заметить: те же детали в картинах неизмеримо сильнее. Безотносительно к картинам, взятые сами по себе, эскизы неинтересны. То же в отношении эскизов целого. Как часто у Репина — наоборот! Или даже у неизмеримо менее даровитого Васнецова. Эскиз к васнецовской картине «После битвы» (хранится в нестеровском собрании в Уфе), куда выразительнее, острее, чем сама картина, похожая на конец акта в дурной опере.Однако как художник Суриков крупнее Репина в силу большей народности, по темпераменту, а главное — столкновения характеров. Всегда — две борющиеся силы. По тщательности подбора лиц, их выпуклости и выразительности, композиционному выдвижению на первый план и даже по густоте цвета всегда можно увидеть, кому Суриков сочувствует. Сравни всю правую часть картины «Боярыня Морозова» с левой, казаков и туземцев в «Покорении Сибири». «Меншиков в Березове» — вторая сила не изображена, но подразумевается. В Суворове — тоже. Впрочем, мощь суворовского движения подчеркивается мощью природы, которую приходится преодолевать. Путь движения войска почти нереален, ибо в действительности этим путём пройти нельзя. Конь Суворова поставлен там, где стоять коню явно невозможно. Однако в этой «нереальности», в преувеличении, может быть, и заключена истинная сила этой картины. Несмотря на формальные погрешности, она производит незабываемое впечатление.
«Утро стрелецкой казни» была бы совершенно потрясающей картиной, если бы Пётр не был так внутренне и внешне незначителен. Это грешит против исторической правды. И по силе столкновения характеров надо бы более монументального и умного Петра, — тогда конфликт был бы наполнен подлинным историческим содержанием и потрясал бы ещё более.
В «Степане Разине» хороша только композиция — выход челна на необъятный волжский простор. Сам Степан — оперный. Расположение фигур в челне, выражения лиц, но мотивированны. Люди между собой не связаны единством действия или настроения. В картине нет цели, — идейный разброд.
Не всегда удачны у Сурикова и отдельные, самостоятельные пейзажи. Рядом висят виды красноярской и крымской природы и безводной пустыни, и нет между ними глубокой, принципиальной разницы: пейзажи лишены мысли.
Суриков силен там, где трагические коллизии. Здесь равного ему по силе русского художника нет.
Прекрасен «Старик на огороде» — солнечная, удивительно светлая но сравнению со всеми суриковскими картинами (даже по сравнению с «Боярыней Морозовой»). Изумительны лицо старика, руки, ногти на больших пальцах ног, капустка на огороде, весь задний пейзаж. Но, пожалуй, в ней нет никакого принципиального отличия от Репина. Во всяком случае, под ней могла быть подпись и не Сурикова.
Трагизм в лучших картинах Сурикова есть трагизм народных движений прошлых эпох. При всем сочувствии к ним, этим движениям, исключительная сила правды исторической в показе их обречённости. По глубине исторического прозрения Суриков не имеет себе равных, пожалуй, во всей мировой живописи.
От безыдейной археологической реставрации старины, музейности его оберегла биография: уроженец Сибири, где ещё живы были не только предания, а и характеры патриархальной древности, он почувствовал живой дух народных движений прошлого.
Несомненно также косвенное влияние народничества, очень своеобразно преломленное, характерное для первого периода его творчества — 1873—1887 («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»).
Манера письма грубоватая, тяжелая, сильная. Многоцветность. Композиция, если учесть множество фигур в их сочетании с природой, — гениальная.
Суриков во время поездки за границу писал Чистякову о том, что Тинторетто совсем не гнался за отделкой, как Тициан, а он «только схватывал конструкцию лиц, просто одними линиями в палец толщиной… Ах, какие у него в Венеции есть цвета его дожеских ряс, и с такою силою вспаханных и пробороненных кистью, что, пожалуй, по мощи выше «Поклонения волхвов» Веронеза. Простяк художник был»1.
Пожалуй, это же можно сказать о Сурикове.
1937
1 «Мастера искусства об искусство», т. IV, Изогиз, М. 1937, стр. 427.
Александр Фадеев, собрание сочинений в 7 тт., т. 6., стр. 565-568.Василий Суриков — Боярыня Морозова. 1887 год.

Василий Суриков — Меншиков в Березове. 1883.

Василий Суриков — Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899.

Василий Суриков — Покорение Сибири Ермаком. 1895.

Василий Суриков — Степан Разин. 1906.

Василий Суриков — Утро стрелецкой казни. 1881.

Василий Суриков — Старик-огородник. 1882.