Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через
Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!
Я знал, что у краеведа Владимира Попова есть любопытная книжица, написанная от руки четким уставом. Заглавие, выведенное киноварью, указывало, что это благодарственная служба в честь победы русского воинства над шведским королем Карлом XII.
Судя по бумаге, книжица была написана в начале XVIII века (всего верней, сразу же после Полтавской битвы, в 1709 году). Кожаный переплет ее очень обветшал. Именно в обложке под верхней кожицей Володя Попов случайно обнаружил листы, после чего принес книгу мне.
Часто в старину, чтоб переплет был прочнее и массивнее, склеивали ненужные бумаги до определенной толщины и обтягивали их кожей. На этот раз в дело пошли листы из расходной книги Троицкого монастыря.
Мы осторожно вынули их из обложки. Стали читать:
«Сентября, 8. Куплено про братию рыбы стерлядей на пять алтын, да на конюший двор братье и работным людям, что сено косят, куплено судаков и лещей всего на два алтына».
«Того ж числа астраханскому записному плотнику Никите Иванову, прозвищем Черту, дано три рубли, за то что сделал стоведерный пивной чан».
«Того ж числа куплены про монастырский обиход четыре рогожи рваные и отданы те рогожи в плавную братье четырем человекам».
«Того ж числа куплена про монастырский обиход у астраханского стрельца головного приказу у Павла Семенова лодка плавная с набоями, и с веслами, и с парусом, и с бечевою посконною, и дано за ту лодку шесть рублев».
Последняя запись очень любопытна, так как имя стрельца Павла Семенова встречается в IV дополнительном томе «Крестьянская война под предводительством Степана Разина». В августе 1675 года П. Семенов вместе с П. Степановым сопровождал в Пустозерский острог самарского стрельца-разинца Федьку Перемыслова, которого власти называли «пущим вором и к воровству заводчиком».
Интересно также вышеприведённое упоминание об астраханском плотнике Никите Иванове, прозвищем Черт. Это прозвище, вероятно, было очень распространено в XVII веке. Ведь и дядя Степана Разина Никифор имел прозвище Черток или Чертёнок.
Все расходные записи подписаны Ионой, казначеем Троицкого собора. Листов с его записями в переплёте оказалось очень много. Они важны, ибо показывают хозяйственную жизнь монастыря, расходы на всевозможные нужды. И очень бросается в глаза: для вышестоящей братии — пивной чан и стерляди, рангом пониже — лещи и щуки. А уж для бедолаг на учугах — рваные рогожи.
Но для меня эти записи интересны ещё тем, что сделаны вскоре после разинского восстания. В записях старца Ионы не указан год расхода из монастырской казны. Ведь уцелела от расходной книги лишь часть листов за сентябрь, ноябрь. И все же с уверенностью можно сказать, что записи сделаны между 1672 и 1681 годами. Именно в это время на астраханской метрополии был преосвященный Парфений. В расходной книге Троицкого монастыря он упоминается вот по какому поводу: «Ноября в 20-ый день архимандрит Сильвестр, келарь старец Афанасий, казначей старец Иона, соборный старец Герасим ходили к преосвященному Парфению митрополиту астраханскому и терскому на поклонение и благословение и поднесли ему в поднос образ пресвятыя богородицы Введения да камни красные десять…»
Парфений был прислан в Астрахань вскоре после подавления восстания Разина. Именно он приказал вынуть из временного захоронения гроб с телом казненного митрополита Иосифа и поставить его на три дня в Успенском соборе для отпевания и погребения по высшему священному чину.
Ну а были ли как-то причастны к восстанию те, кто одаривал Парфения дорогой иконой?
Игумен Сильвестр был новым человеком в Астрахани, а келарь старец Афанасий вместе с другими монахами в расспросе в 1671 году говорил: «В прошлом-де 1670 году, как были в Астрахани воровские казаки атаман Васька Ус с товарищами и как писали свои воровские приговоры; они-де про то не ведают и не ведали и рук к тому воровскому приговору не прикладывали…»1
Во время расспроса Афанасий келарем не был, а представал просто старцем обители. Келарем его назначили позже, вместо активного разинца Авраамия.
Старец Иона перед грозными судьями заявил, «что-де он в казатчину был болен», а соборный старец Герасим оправдывался, что во время подписания договорного письма он был в Черном Яру, а за три дня до сдачи города Милославскому он служил в монастырской церкви обедню. «И в те-де поры пришли в церковь соборный протопоп Иван да соборный поп Кирило с ясаулом Качановским и просили у келаря Аврамия воровского казачьего приговору, и келарь-де Аврамий пошел с ними в другую церковь. И отдал ли тот воровской приговор, и куды тот приговор понесли, и прежде ли митрополичья убиения тот приговор писан или после — про то-де он про все не ведает и не слыхал»2.
«Не ведает и не слыхал» — лучшая отговорка в устах монастырской братии. Некоторых это спасло. А наиболее ловкие сумели пробраться к теплым местам. Афанасий стал келарем, а болевший «в казатчину» Иона внезапно окреп и стал казначеем. Так старые листы расходной книги хоть немного, но приоткрыли страницы жизни людей, которые слышали гул набата, были свидетелями штурма Астрахани, видели Разина…
И как тут не пожалеть, что на обложку не пошли листы 1670 года. Ведь в расход обязательно записывали, сколько потрачено па угощения казацких старшин, сколько стоили монастырские струги, взятые казаками, сколько взято из монастырской казны по указанию Разина и на какие нужды…
Хочется верить, что эти записи существуют и находятся они в переплетах древних книг.
1 Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сб. документов, т. 3. М., 1965, с. 245.
2 Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сб. документов, т. 3. М., 1965, с. 245.
Судя по бумаге, книжица была написана в начале XVIII века (всего верней, сразу же после Полтавской битвы, в 1709 году). Кожаный переплет ее очень обветшал. Именно в обложке под верхней кожицей Володя Попов случайно обнаружил листы, после чего принес книгу мне.
Часто в старину, чтоб переплет был прочнее и массивнее, склеивали ненужные бумаги до определенной толщины и обтягивали их кожей. На этот раз в дело пошли листы из расходной книги Троицкого монастыря.
Мы осторожно вынули их из обложки. Стали читать:
«Сентября, 8. Куплено про братию рыбы стерлядей на пять алтын, да на конюший двор братье и работным людям, что сено косят, куплено судаков и лещей всего на два алтына».
«Того ж числа астраханскому записному плотнику Никите Иванову, прозвищем Черту, дано три рубли, за то что сделал стоведерный пивной чан».
«Того ж числа куплены про монастырский обиход четыре рогожи рваные и отданы те рогожи в плавную братье четырем человекам».
«Того ж числа куплена про монастырский обиход у астраханского стрельца головного приказу у Павла Семенова лодка плавная с набоями, и с веслами, и с парусом, и с бечевою посконною, и дано за ту лодку шесть рублев».
Последняя запись очень любопытна, так как имя стрельца Павла Семенова встречается в IV дополнительном томе «Крестьянская война под предводительством Степана Разина». В августе 1675 года П. Семенов вместе с П. Степановым сопровождал в Пустозерский острог самарского стрельца-разинца Федьку Перемыслова, которого власти называли «пущим вором и к воровству заводчиком».
Интересно также вышеприведённое упоминание об астраханском плотнике Никите Иванове, прозвищем Черт. Это прозвище, вероятно, было очень распространено в XVII веке. Ведь и дядя Степана Разина Никифор имел прозвище Черток или Чертёнок.
Все расходные записи подписаны Ионой, казначеем Троицкого собора. Листов с его записями в переплёте оказалось очень много. Они важны, ибо показывают хозяйственную жизнь монастыря, расходы на всевозможные нужды. И очень бросается в глаза: для вышестоящей братии — пивной чан и стерляди, рангом пониже — лещи и щуки. А уж для бедолаг на учугах — рваные рогожи.
Но для меня эти записи интересны ещё тем, что сделаны вскоре после разинского восстания. В записях старца Ионы не указан год расхода из монастырской казны. Ведь уцелела от расходной книги лишь часть листов за сентябрь, ноябрь. И все же с уверенностью можно сказать, что записи сделаны между 1672 и 1681 годами. Именно в это время на астраханской метрополии был преосвященный Парфений. В расходной книге Троицкого монастыря он упоминается вот по какому поводу: «Ноября в 20-ый день архимандрит Сильвестр, келарь старец Афанасий, казначей старец Иона, соборный старец Герасим ходили к преосвященному Парфению митрополиту астраханскому и терскому на поклонение и благословение и поднесли ему в поднос образ пресвятыя богородицы Введения да камни красные десять…»
Парфений был прислан в Астрахань вскоре после подавления восстания Разина. Именно он приказал вынуть из временного захоронения гроб с телом казненного митрополита Иосифа и поставить его на три дня в Успенском соборе для отпевания и погребения по высшему священному чину.
Ну а были ли как-то причастны к восстанию те, кто одаривал Парфения дорогой иконой?
Игумен Сильвестр был новым человеком в Астрахани, а келарь старец Афанасий вместе с другими монахами в расспросе в 1671 году говорил: «В прошлом-де 1670 году, как были в Астрахани воровские казаки атаман Васька Ус с товарищами и как писали свои воровские приговоры; они-де про то не ведают и не ведали и рук к тому воровскому приговору не прикладывали…»1
Во время расспроса Афанасий келарем не был, а представал просто старцем обители. Келарем его назначили позже, вместо активного разинца Авраамия.
Старец Иона перед грозными судьями заявил, «что-де он в казатчину был болен», а соборный старец Герасим оправдывался, что во время подписания договорного письма он был в Черном Яру, а за три дня до сдачи города Милославскому он служил в монастырской церкви обедню. «И в те-де поры пришли в церковь соборный протопоп Иван да соборный поп Кирило с ясаулом Качановским и просили у келаря Аврамия воровского казачьего приговору, и келарь-де Аврамий пошел с ними в другую церковь. И отдал ли тот воровской приговор, и куды тот приговор понесли, и прежде ли митрополичья убиения тот приговор писан или после — про то-де он про все не ведает и не слыхал»2.
«Не ведает и не слыхал» — лучшая отговорка в устах монастырской братии. Некоторых это спасло. А наиболее ловкие сумели пробраться к теплым местам. Афанасий стал келарем, а болевший «в казатчину» Иона внезапно окреп и стал казначеем. Так старые листы расходной книги хоть немного, но приоткрыли страницы жизни людей, которые слышали гул набата, были свидетелями штурма Астрахани, видели Разина…
И как тут не пожалеть, что на обложку не пошли листы 1670 года. Ведь в расход обязательно записывали, сколько потрачено па угощения казацких старшин, сколько стоили монастырские струги, взятые казаками, сколько взято из монастырской казны по указанию Разина и на какие нужды…
Хочется верить, что эти записи существуют и находятся они в переплетах древних книг.
1 Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сб. документов, т. 3. М., 1965, с. 245.
2 Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сб. документов, т. 3. М., 1965, с. 245.