Ансамбль восточной оконечности Васильевского острова — Стрелки

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Администрация сайта благодарит Вас за вклад, который Вы сделаете.

Ансамбль восточной оконечности Васильевского острова — Стрелки — занимает особое место в панораме Петербурга. Освоение территории Стрелки, связанное с организацией здесь порта, было начато постройкой складских и торговых зданий. По проекту Доминика Трезини формируется так называемый Новый Гостиный двор. В 1783 г. закладывается монументальное здание Биржи — по проекту Джакомо Кваренги. Однако это здание, предназначенное для заключения торговых сделок и ведения финансовых операций, так и не было построено.

Во второй половине XVIII в. на Стрелке Васильевского острова устраивается Иллюминационный театр, в котором проводятся фейерверки. Изменившееся архитектурное оформление Стрелки сохраняло за ней роль места, предназначенного для проведения массовых празднеств.

Автором нового проекта проекта Биржи стал французский архитектор и рисовальщик Тома де Томон (1760 — 1813). В 1803 — 1804 гг. архитектор Андриян Захаров представил глубоко продуманный проект создания на Стрелке архитектурного ансамбля с включением в него здания Биржи. Строительство началось в июне 1805 г. и завершилось в 1810 г. По обе стороны Биржи были возведены корпуса Таможни и пакгаузов. Одновременно были построены две Ростральные колонны, не только подчеркивавшие симметрию ансамбля, но и использовавшиеся как маяки. Из название происходит от скульптурных изображений ростр — носовых частей древнеримских кораблей, которыми украшены колонны.

Связь «храма торговли» с водными путями получила отражение в сюжетах декоративной аллегорической скульптуры, украшающей комплекс сооружений Стрелки Васильевского острова.

Две скульптурные композиции украшают аттики здания Биржи. Четыре гигантские фигуры, две мужские и две женские, располагаются у подножия Ростральных колонн. (Стоит отметить, что вряд ли в Петербурге можно найти памятники архитектуры и скульптуры, об авторстве которых были бы столь противоречивые сведения.)

Итак, остановимся перед зданием Биржи с ее западной стороны.

Итак, мы остановились с вами перед зданием Биржи с ее западной стороны. Перед нами — композиция, в центре которой монументальная фигура с трезубцем в руке…

Нептун с двумя реками
Нептун с двумя реками

Авторство композиции, выполненной из пудостского камня, приписывалось и Жозефу Камберлену, и И.П.Прокофьеву, и В.И.Демут-Малиновскому. Последние исследования подтверждают авторство Ж.Камберлена (1756-1821), уроженца бельгийского города Антверпена. С 1806 г. он работал в России и даже принял российское подданство. Время исполнения композиции — 1810-1813 гг.
В центре композиции — монументальная фигура Нептуна, бога морей (ее высота около четырех метров). Он распознается по короне на голове и трезубцу в левой руке. Нептун, глядя прямо перед собой и протягивая вперед правую руку, как бы указывает на широкое течение Невы и приветствует моряков и купцов, приезжаюших в Санкт-Петербург. Фигура, выполненная в целом в классических традициях, отличается суровой и выразительной энергией.

Колесницу с Нептуном ведут гиппокампы, морские кони, их тела почти полностью скрыты потоками воды, над которой поднимаются лишь головы. Слева и справа изображены полуобнаженная женшина и бородатый старец, держащие сосуды, из которых струится вода. Обычно так изображали речные божества, и можно предположить, что здесь представлены аллегории рек Невы и Волхова, с которыми тесно связана судьба Санкт-Петербурга.

Выйдем на Менделеевскую линию и рассмотрим композицию, украшающую восточную стороны Биржи…

Навигация с Меркурием и рекой
Навигация с Меркурием и рекой

Композиция также выполнена из пудостского камня. Документы называют автором того же Ж.Камберлена, хотя в сравнении с группой «Нептун с двумя реками» она кажется менее выразительной. Возможно, отличия вызваны участием в этой работе помощника скульптора Матье Кессельса (1784 — 1836), также бельгийца по происхождению.
Несмотря на название композиции, обозначенное в документах, женская фигура с короной в виде башни с зубчатыми стенами, сидящая в центре, скорее всего представляет аллегорию Земли. Слева сидит бог торговли Меркурий с кадуцеем в руке, справа полулежат две женские фигуры, олицетворяющие реки, возможно Волгу и Днепр. Очевидно, группа символизирует сухопутную и речную торговлю.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.