Большое водное путешествие по Санкт-Петербургу (часть вторая)

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Википедия: Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Настоятель — протоиерей Павел Красноцветов.
Собор дал название Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

Википедия: Государственный ассигнационный банк — государственный банк Российской империи, созданный в 1768 году для выпуска ассигнаций и их обмена на звонкую монету. Здание банка на Садовой улице, 21 выстроил в 1783-99 гг. архитектор Джакомо Кваренги.
Сейчас в здании находится Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Википедия.
Банковский мост — соединяет Казанский и Спасский острова через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга.
Как и другие мосты через канал, построен в 1825—1826.
Конструкция подвесного моста была спроектирована инженерами Вильгельмом фон Треттером , создателем ряда мостов через канал Грибоедова, Фонтанку и Мойку и В. А. Христиановичем. Общее руководство строительством моста осуществлял полковник Е. А. Адам.
Особую известность мосту принесли угловые скульптуры грифонов работы П. П. Соколова.
В 1949 году было капитально отремонтировано деревянное полотно моста. В 1951—52 пролетное строение моста было заменено металлическим, закамуфлированным по фасадам под деревянное; восстановлены фонари и кованое металлическое ограждение, в 1967 и 1988 — восстановлена позолота крыльев грифонов. В 1997 были произведены ремонт скульптур и реставрация перильной решетки.
В 2007-2008 годах был проведён ремонт прилегающей к ФИНЭКу набережной канала Грибоедова от Казанского до Банковского моста.
В 2009 году с крыльев только что отреставрированных грифонов соскоблили золото.
В 2011 году два грифона более трех месяцев находились под защитными колпаками в связи с укреплением обвалившейся части набережной канала
В Петербурге сохранились лишь три подвесных пешеходных мостика: Банковский, Львиный и Почтамтский.

Википедия.
Мучной мост — соединяет Казанский и Спасский острова через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга.
Получил своё название от мучных складов, построенных ещё в XVIII веке и давших название также Мучному переулку.
Первый мост на этом месте был построен в 1931 году, это был трёхпролётный мост-теплопровод. В 1951 мост был перестроен по проекту инженера П. В. Баженова в однопролётный, получив при этом дополнительную функцию пешеходного.
Пролёт моста перекрыт криволинейной стальной балкой изящного очертания, опорами которой служат стенки набережной. По концам моста устроены пологие лестничные спуски. Мостовое полотно вымощено досками.

Википедия.
Каменный мост — соединяет Казанский и Спасский острова через канал Грибоедова. Через него проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга.
Название своё получил потому, что свод, устои и другие части моста были сооружены из камня: до того мосты в Санкт-Петербурге строились в основном из дерева.
Известно, что уже в 1752 году на этом месте существовал деревянный Средний мост.
Современный каменный мост был возведён в 1766—1776 году по проекту инженера В. И. Назимова и под наблюдением инженера И. Н. Борисова. Это один из старейших сохранившихся доныне петербургских мостов.
Свод моста, имеющий параболическое очертание, выложен из гранита, устои — из бутовой плиты. Фасады моста облицованы гранитом. Изначально мост имел четыре полукруглых лестничных спуска к воде, но в конце XIX века их убрали. В облицовке моста гладкие гранитные блоки чередуются с блоками, обработанными на четыре грани — так называемый «брильянтовый руст». Перильное ограждение оформлено аналогично ограждению набережных канала — чугунные балясины с массивными гранитными тумбами и металлическим поручнем.

Википедия. Демидов мост — соединяет Казанский и Спасский острова через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Мост пересекает канал по оси переулка Гривцова (ранее Демидов переулок).
Мост соединяет две части переулка Гривцова (ранее Демидов переулок). Название происходит от фамилии известных русских предпринимателей Демидовых.
Деревянный свайный мост на этом месте был перекинут через канал в 1776 году.
Металлический мост был построен в 1834—35 по проекту и под наблюдением инженера Е. А. Адама при участии архитектора П. П. Базена. Первоначально предполагалось (по инициативе тогдашнего министра финансов Е. Ф. Канкрина) назвать мост Банковским по расположенному поблизости зданию Заёмного банка. Однако это название закрепилось за построенным ранее Банковским мостом через канал Грибоедова возле здания Ассигнационного банка (ныне здание СПбГУЭиФ).
Большую художественную ценность имеет чугунное литьё перил Демидова моста. Орнамент решётки выполнен в виде пальметт (стилизованных веерообразных листьев). Реставрация решёток была осуществлена в 1954—55 А. Л. Рогачом.

Канал Грибоедова, дом №69. Являющийся памятником архитектуры, дом был построен в 1828–29 году по заказу богатого купца И. Д. Зверкова. Дом стал одним из самых огромных доходных домов в Петербурге того времени. В 1829–31 годах в этом доме проживал великий писатель Н. В. Гоголь. Здесь были созданы первые наброски повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также написана «Сорочинская ярмарка». (vgosti24.ru)

Большой доходный дом Ратькова-Рожнова занимает целый треугольный квартал. На фасадах расположены прямоугольные эркеры, поддерживаемые поясными скульптурами атлантов.
Ольга Владимировна Серебрякова (урожденная Ратькова-Рожнова) была последней владелицей этого дома. Справочник Весь Петроград на 1917 г. называет ее женой генерал-майора. (С. 620). Ее супруг Михаил Аполлонович Серебряков приписан к Французскому полку, он сын Аполлона Алексеевича Серебрякова, начальника Николаевской железной дороги в1855-1865 гг. Супруги совместно владели домом на Сергиевской ул., 24 (ныне ул. Чайковского) (стб. 360). Кроме того Ольга Владимировна на тот момент владела еще более чем десятью домами в Петрограде.
(citywalls.ru)

Мало кто из гуляющих по Вознесенскому проспекту задумывается, что желто-белая школа на углу канала Грибоедова, выдающая себя за «старый Петербург»,- шедевр сталинского классицизма. Это настолько внятное и отчетливо сделанное здание со всеми требуемыми классическими элементами, что, только приглядевшись к нему внимательнее, понимаешь: нет, оно построено не в1820-е и даже не в 1830-е, а точно в послевоенные годы. Из-за отступа и разрыва по красной линии на углу проспекта и канала возникает даже нечто подобное площади. Раньше на этом месте находилась церковь Вознесения Христова. (sobaka.ru)
Википедия. Церковь Вознесения Господня — утраченный православный храм. Располагался в Санкт-Петербурге по адресу Вознесенский пр., 34А. Была построена архитектором Александром Францевичем Вистом ещё в петровскую эпоху. Неоднократно подвергалась перестройкам, самая значимая из них прошла в 1758—1759 годах под руководством архитектора Антонио Ринальди. В 1936 году в рамках антирелигиозной кампании церковь снесли.

Ярко выраженный образец необарокко. Дом был построен в конце XVIII – начале XIX века. В 1855 году архитектор А.И. Ланге перестроил его. В доме жил и был арестован декабрист П.Г. Каховский. Здесь же молодой Н.В. Гоголь сжег свою первую книгу «Ганс Кюхельгартен». Автор дома, архитектор Ланге, много сотрудничал со Штакеншнейдером, несомненное влияние которого ощущается в нарядных барочных фасадах здания. Здесь присутствует богатый лепной декор, равномерно размещенный на фасадах, – головы бородачей, орнаменты и пр., и все это вместе с архитектурными элементами образует единую декоративную композицию, довольно умело прорисованную. (piter-arch.ru)

Дом Струка
Стиль: модерн.
Здание Екатерининского общественного собрания
Набережная канала Грибоедова, 88-90 — Средняя Подьяческая ул., 2
Памятник архитектуры
Здание перестроено в 1905-1907 гг. из стоявшего на этом месте каменного двухэтажного особняка по проекту арх. О. Р. Мунца совместно с воен. инж. Смирновым Н. В. для Екатерининского общественного собрания.
В доме был большой на 700 мест театральный зал, в котором с 1912 по 1917 год работал театр общественно-политической сатиры «Кривое зеркало». Театр возник в 1908 г. по инициативе литературного и театрального критика А. Р. Кугеля и актрисы З. В. Холмской, как театр-кабаре при Театральном клубе Петербурга, учрежденном Союзом драматических писателей.

Впереди львиный мост.

Википедия.
Львиный мост — пешеходный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурге, соединяющий Казанский и Спасский острова. Построен в 1825—1826 годах по проекту В. фон Треттера и В. А. Христиановича.
Выше по течению от Львиного моста находится Кокушкин мост, ниже — Харламов мост. Соединяет Львиный переулок и Малую Подъяческую улицу. Ближайшая станция метрополитена (1 км) — «Садовая».
Своё название Львиный мост получил от четырёх чугунных скульптур львов работы скульптора П. П. Соколова, расположенных по углам моста.
Фонарные столбы были установлены посередине моста на чугунных ограждениях, которые около 1880 года были заменены кованой решёткой.

Набережная Крбкова канала, 14.
Большое шестиэтажное здание с двором-курдонером, выходящим на набережную, было построено в 1912-1914 гг. по проекту арх. С. О. Овсянникова при участии И. П. Ставицкого.
Интересно оформление парадного въезда во двор — декоративная колоннада и скульптуры молодых атлантов.
В доме жил Александр Ильич Зилоти (1863-1945), пианист, педагог, дирижер и музыкальный деятель; организатор концертов в Петербурге, учитель и двоюродный брат С. В. Рахманинова.
У А. И. Зилоти бывал молодой С. С. Прокофьев, здесь он познакомился с художником И. Э. Грабарем и композитором И. Ф. Стравинским, у которого стал бывать в доме по соседству.
Мемориальная доска на фасаде со стороны пр. Римского-Корсакова посвящена генетику, ученому и педагогу М. Е. Лобашеву, который жил и работал здесь с 1934 по 1971 г., скульптор А. Чаркин, арх. С. Михайлов.
Установлена в декабре 2004 г.
Дом построен в стиле неоренессанс и богато декорирован орнаментами и рельефами.
В 1840-х годах на участке, где в настоящее время расположен дом 14 по Крюкову каналу, существовало каменное строение, принадлежавшее жене генерал-майора Цекатова.
В июне 1860 года по заказу графини Цекатовой согласно проекту П.Д. Суханского были переделаны фасады существующего дома, и со стороны двора к нему пристроен 4-х этажный флигель, лестница и одноэтажные службы.
В 1877 году по желанию нового владельца здания – купца К.Петрова, архитектор К.К. Андерсон разработал проект пристройки в три этажа к лицевому дому со стороны Екатерингофского пр. (пр. Римского-Корсакова) и надстройки одноэтажного флигеля до трех этажей. Проект был осуществлен в 1881 году при наследниках купца Петрова.
В 1912 году по заказу нового владельца дома Р.Г Веге, архитектор С.О. Овсянников, при участии военного инженера И.П. Ставицкого, разработал проект постройки дома в шесть этажей с мансардой, частично включившего существовавшие дворовые флигели. Проект был воплощен в 1912-1914 годах.
Существующий в настоящее время лицевой шестиэтажный с мансардным этажом и двумя эркерами дом имеет П-образную композицию с неглубоким курдонером. Выступающие боковые части здания соединены между собой парадно оформленным въездом в курдонер с воротами из черного металла с фигурами атлантов. Стены здания оформлены терразитовой штукатуркой и декорированы рустом в уровне 1-го и 2-го этажей. Цокольный этаж облицован серым гранитом. Оконные заполнения на всех этажах прямоугольные, на 2-м этаже – флорентийские. В уровне 2-го этажа фасад оформлен фризом героического характера. Над оконными проемами 3-го и 4-го этажей расположены рельефные панно и горельефные женские головки. Простенки в уровне 3-5 этажей декорированы лопатками со сложным рельефом растительного характера, завершенными гирляндами в верхней части.
В левом вестибюле парадного двора на стенах мраморные сюжетные барельефы, а также пристенные скамьи из природного камня с мраморными скульптурными головками на поручнях.
(wikimapia.org)

Начинается Новая Голландия!
Википедия.
Новая Голландия — остров в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. Кроме того, Новая Голландия — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма. Площадь острова — 7,8 га.
Арка Новой Голландии.

После Адмиралтейского канала мы вышли на Неву. На фото василеостровская сторона. Питерцы называют Васильевский остров Васькой.
В центре вы видите Успенскую церковь подворья Оптиной пустыни. Это действующая церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни, в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта, д.27.
Пятиглавая церковь занимает центральную часть панорамы набережной Лейтенанта Шмидта, возведена по псевдорусскому проекту архитектора Василия Антоновича Косякова в 1895—1897 гг.
Это место на берегу Большой Невы исторически всегда принадлежало церковным подворьям. С 1721 по 1766 годы здесь находилось подворье Троице-Сергиева монастыря, Псковского архиерейского дома — с 1766 по 1875 годы и Киево-Печерской лавры — с 1875 по 1933 годы
. Википедия.

Город готовится ко Дню ВМФ.

Иностранные туристы, посещающие город морским путём, имеют льготы на трёхсуточное пребывание без визы. Так нам сказал экскурсовод.

Императорская Академия художеств — высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, существовавшее в период с 1757 до его упразднения в 1918 году правительством Российской Советской Республики.
12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петрограде в 1918 году преобразовано в ПГСХУМ — Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские,
В 1921 году переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские при воссозданной Академии художеств.
В 1922 году преобразованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН, ЛВХТИ).
В 1930 году ВХУТЕИН реорганизован в Институт пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ). Архитектурный факультет упразднён, его учащиеся были переведены в Ленинградский Институт инженеров коммунального строительства (ЛИИКС, бывш. Институт гражданских инженеров).
В 1932 г. ИНПИИ был преобразован в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, которому в 1944 году было присвоено имя Ильи Ефимовича Репина. Название сохранял до 1990-х годов, когда был преобразован в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.
(Википедия)

Здание Сената и Синода — памятник архитектуры Санкт-Петербурга. Первоначально было построено для двух государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительствующего Синода. Последний крупный проект архитектора Карла Росси.
С 1925 до 2006 года в помещениях находился Российский государственный исторический архив. В одном крыле здания с мая 2008 года размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации. В другом крыле здания с мая 2009 размещается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.
(Википедия)

Кунсткамера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук.
(Википедия)

Впереди Дворцовый мост.
Дворцовый мост — разводной мост через реку Неву (Большую Неву) в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров.
Находится на оси Дворцового проезда и Биржевой площади. Длина моста — 250 м (по другим данным, 255 м), ширина — 27,7 м. Состоит из пяти пролетов. Разведённый двукрылый центральный пролёт Дворцового моста — один из символов города.
Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.
(Википедия)

Википедия.
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Берёт начало от Цейхгауза (нем. Zeug Haus — оружейный дом), основанного в 1703 году Петром I, который отдал первые распоряжения о сохранении старых пушек. C 1776 года располагался в здании арсенала на Литейном проспекте (впоследствии здание окружного суда). С 1869 года располагается на кронверке Петропавловской крепости.
На сегодняшний день коллекция музея насчитывает свыше 850 тысяч экспонатов. Во дворе музея представлено свыше 200 образцов пушек, САУ и ракетных комплексов.
В конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона этот музей описывался следующими словами:
«Артиллерийский музей в С.-Петербурге — представляет одно из замечательнейших в историческом отношении хранилищ всякого рода оружия и воинских доспехов и принадлежностей. Коллекции его разделены на два отдела: русский и иностранный. 1-й обнимает собою историю русского вооружения и артиллерии, с конца XIV века до современных нам образцов включительно. 2-й, иностранный отдел состоит главным образом из трофеев войн, преимущественно XVIII столетия. Сверх того, в музее хранятся разные исторические предметы, случайно туда попавшие, так, между прочим, мундиры и оружие Петра I, Петра III, Екатерины II, Александра I, Николая I; седло Иоанна Грозного, рабочий колет Петра Великого; мундир и белье Фридриха Великого; посмертный слепок с лица Суворова; мундир генер. Милорадовича, в котором он убит 14 декабря 1825 г.; табурет и трость Стеньки Разина и т. д. — Полное описание музея составлено г. Бранденбургом и издано в 1889 г. по случаю празднования 500-летнего юбилея русской артиллерии».
19 ноября 2013 г. на территории музея был открыт памятник-бюст великому князю Михаилу Николаевичу (скульптор А.А.Апполонов).