Евреи в Астраханском крае (историческая справка)

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Евреи в Астраханском крае (историческая справка)

     Считается, что на территорию Астраханского края иудаизм пришел раньше всех других религий: в VII–X веках здесь был центр огромного раннефеодального государства – Хазарского царства (каганата), занимавшего территорию Нижней и Средней Волги, простиравшегося от Каспия (который называли Хазарским морем) до Азовского моря и Кавказских гор. Хазары создали одно из сильнейших государственных объединений своего времени. Покоряя соседние племена, они распространили свое влияние на донские, причерноморские степи и крымские города, вторглись в страны Закавказья и Иран. На территории Хазарского царства жили разные народы: хазары, булгары, остатки сарматских племен, славяне.
     В дельте Волги столица Хазарии расположилась после того, как в 737 году хазары были вынуждены покинуть свою столицу Семендер, в которую со 120-тысячным войском вторгся арабский полководец Мерван. Арабы захватили Кавказ и вытеснили хазар на север, к Дону и Волге. Новую столицу Хазарии в низовьях Волги назвали Итиль, или Атель (по тогдашнему названию реки).
Город Итиль быстро стал крупнейшим международным торговым центром, через который пролегал Великий шелковый путь, шли караваны из Китая в Европу. Сама Хазария поставляла на рынки скот, рыбу, рыбий клей. Из Руси и Волжской Булгарии сюда привозили меха, мед, воск, изделия из железа.
     Итиль был большим городом, делившимся на две части: западную и восточную. Царь (бек) жил в окруженной высокой стеной западной части, размеры которой были около «фарсаха» (5–6 км). Жилища – войлочные палатки, за исключением немногих, выстроенных из глины. Дворец царя располагался на острове, вдалеке от берега реки, и был построен из обожженного кирпича, что являлось в то время исключительно «царской привилегией». В городе были распространены несколько религий, мирно уживавшихся друг с другом: «Хазары – магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане – большинство; однако царь и его придворные – евреи… Нельзя выбрать каганом лицо, не принадлежащее к еврейской религии» (Ал-Истахри). В Итиле действовали синагоги и большое количество мечетей. Современники отмечали дуализм верховной власти у хазар: управление государством находилось в руках царя, но, кроме него, главой государства считался каган, который не обладал никакой властью, но пользовался большим почетом. Дворец его был выше царского, он сидел на золотом троне и вел затворнический образ жизни. Раз в четыре месяца каган появлялся перед народом в сопровождении гвардии. Народ обожествлял кагана, связывая с ним свое благополучие.
     После падения Хазарского каганата «еврейского присутствия» в этих землях документально зафиксировано не было. Исследователи, однако, предполагают, что евреи проживали в Астрахани (тогда  она называлась Хаджи-Тархан) в XIII и XIV веках, когда город находился под властью Золотой Орды, а затем и местных ханов.
     Положение Александра I «Об устройстве евреев» 1804 года включало Астраханскую и Кавказскую губернии в черту оседлости. С этого момента начался приток еврейского населения в регион. С приходом к власти Николая I положение евреев вновь ухудшилось. Положение о евреях 1835 года исключало Астраханскую губернию из черты оседлости, а проживавшие здесь 49 еврейских жителей были выселены. Спустя недолгое время образовалась новая община из солдат-кантонистов, расквартированных в Астрахани. В 1866 году была официально зарегистрирована ашкеназская община, в 1872 году открылся молитвенный дом, а в 1876-м была построена Хоральная синагога. В это же время появилась община восточных евреев, посещавших Астрахань по торговым делам, и в 1879 году была построена синагога сефардов.
     С 1845 года в Астрахани существует еврейское кладбище, здесь работало похоронное братство («Хевра Кадиша»), еврейское благотворительное общество, еврейские школы, а затем открылось мужское училище. В Хоральной синагоге проводились все обряды, регистрировались новорожденные, была миква. Во дворе собиралась еврейская молодежь. За образцовое ведение актов гражданского состояния раввин Б. Шухер был представлен правительством к медали «За усердие». В синагоге хранились 44 свитка Торы, в том числе подаренный армянской общиной уникальный свиток, который специалисты относили к хазарским временам.
     В Астраханской духовной семинарии была богатейшая библиотека, в которой хранилось много книг на древнееврейском языке. От астраханской ашкеназской синагоги в 1904 году «отпочковывается» так называемая ремесленная синагога. Инициаторы ее создания пытались присвоить ей имя новорожденного царевича Алексея, однако их попытки не увенчались успехом. Затем в городе появляется четвертая синагога, на Грязной улице. В годы первой мировой войны еврейская община Астрахани пополняется беженцами, общее число евреев в городе достигает 4 тыс.
     В начале XIX века в Астраханской губернии обосновалась большая община молокан, приехавших из Саратовской и Воронежской губерний. Они разделились на четыре группы. Две группы – «субботнического» толка, две – сторонники евангелистов. Одна из групп «субботников» стала герами. Газета «Епархиальные ведомости» писала в те годы, что они соблюдают все заповеди и предписания строже, чем сами евреи. У геров была своя мельница, по сравнению с остальным населением они жили очень зажиточно. Если сравнивать численность геров и иудеев по рождению, то обнаружится, что в 1880-х годах первых было около 2000, а вторых – 800. В 1905 году у геров появляются своя молельня и миква. В конце 1940-х годов многие из них пострадали во время кампании по борьбе с сектантством, а в 1950-м власти закрыли их молельню.
     Многие евреи принимали участие в революционном движении – зубной врач Шлема Галландский, портной Финкельштейн, жестянщик Ютковский. После 1917 года первой закрывается ремесленная синагога, зато рядом с Астраханью появляется еврейская сельскохозяйственная коммуна, позже преобразованная в один из первых колхозов.
     Во времена нэпа еврейская жизнь кратковременно возрождается, в синагогах снова проходят свадьбы и другие обряды. Но длится это недолго: три из четырех синагог закрываются во время антирелигиозных кампаний 1920–1930-х годов. В Хоральной синагоге до войны разместился еврейский клуб им. М. И. Калинина и еврейский театр.
     Дожившую до наших дней синагогу на ул. Бабушкина тоже пытались ликвидировать в 1938 году. Но евреям удалось убедить власти, что молодежь службы не посещает, а община, когда старики «домолятся» и умрут, исчезнет сама собой…
     По данным переписи 1970 года, в Астрахани и Астраханской области жили 3462 еврея. По оценкам Еврейского агентства, в 1994 году еврейское население Астрахани насчитывало около 2 тыс. человек (0,4% населения). Возрождение общины, получившей название «Сфард», началось в 1990-х годах. Начался и численный ее рост: в начале 1990-х в ней насчитывалось около 700 человек. Значительную часть «новичков» составляют горские евреи – переселенцы из Дагестана и Чечни. С 2003 года в реконструированной синагоге работает раввин Шломо-Залман Гольденберг. Сейчас община, по данным еврейских активистов, насчитывает около 3 тыс. человек.
Источник


Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


Огромный выбор аккумуляторных батарей для ноутбуков по низким ценам