Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
Евреи в Астраханском крае (историческая справка)
Считается, что на территорию Астраханского края иудаизм пришел раньше всех других религий: в VII–X веках здесь был центр огромного раннефеодального государства – Хазарского царства (каганата), занимавшего территорию Нижней и Средней Волги, простиравшегося от Каспия (который называли Хазарским морем) до Азовского моря и Кавказских гор. Хазары создали одно из сильнейших государственных объединений своего времени. Покоряя соседние племена, они распространили свое влияние на донские, причерноморские степи и крымские города, вторглись в страны Закавказья и Иран. На территории Хазарского царства жили разные народы: хазары, булгары, остатки сарматских племен, славяне.
В дельте Волги столица Хазарии расположилась после того, как в 737 году хазары были вынуждены покинуть свою столицу Семендер, в которую со 120-тысячным войском вторгся арабский полководец Мерван. Арабы захватили Кавказ и вытеснили хазар на север, к Дону и Волге. Новую столицу Хазарии в низовьях Волги назвали Итиль, или Атель (по тогдашнему названию реки).
Город Итиль быстро стал крупнейшим международным торговым центром, через который пролегал Великий шелковый путь, шли караваны из Китая в Европу. Сама Хазария поставляла на рынки скот, рыбу, рыбий клей. Из Руси и Волжской Булгарии сюда привозили меха, мед, воск, изделия из железа.
Итиль был большим городом, делившимся на две части: западную и восточную. Царь (бек) жил в окруженной высокой стеной западной части, размеры которой были около «фарсаха» (5–6 км). Жилища – войлочные палатки, за исключением немногих, выстроенных из глины. Дворец царя располагался на острове, вдалеке от берега реки, и был построен из обожженного кирпича, что являлось в то время исключительно «царской привилегией». В городе были распространены несколько религий, мирно уживавшихся друг с другом: «Хазары – магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане – большинство; однако царь и его придворные – евреи… Нельзя выбрать каганом лицо, не принадлежащее к еврейской религии» (Ал-Истахри). В Итиле действовали синагоги и большое количество мечетей. Современники отмечали дуализм верховной власти у хазар: управление государством находилось в руках царя, но, кроме него, главой государства считался каган, который не обладал никакой властью, но пользовался большим почетом. Дворец его был выше царского, он сидел на золотом троне и вел затворнический образ жизни. Раз в четыре месяца каган появлялся перед народом в сопровождении гвардии. Народ обожествлял кагана, связывая с ним свое благополучие.
После падения Хазарского каганата «еврейского присутствия» в этих землях документально зафиксировано не было. Исследователи, однако, предполагают, что евреи проживали в Астрахани (тогда она называлась Хаджи-Тархан) в XIII и XIV веках, когда город находился под властью Золотой Орды, а затем и местных ханов.
Положение Александра I «Об устройстве евреев» 1804 года включало Астраханскую и Кавказскую губернии в черту оседлости. С этого момента начался приток еврейского населения в регион. С приходом к власти Николая I положение евреев вновь ухудшилось. Положение о евреях 1835 года исключало Астраханскую губернию из черты оседлости, а проживавшие здесь 49 еврейских жителей были выселены. Спустя недолгое время образовалась новая община из солдат-кантонистов, расквартированных в Астрахани. В 1866 году была официально зарегистрирована ашкеназская община, в 1872 году открылся молитвенный дом, а в 1876-м была построена Хоральная синагога. В это же время появилась община восточных евреев, посещавших Астрахань по торговым делам, и в 1879 году была построена синагога сефардов.
С 1845 года в Астрахани существует еврейское кладбище, здесь работало похоронное братство («Хевра Кадиша»), еврейское благотворительное общество, еврейские школы, а затем открылось мужское училище. В Хоральной синагоге проводились все обряды, регистрировались новорожденные, была миква. Во дворе собиралась еврейская молодежь. За образцовое ведение актов гражданского состояния раввин Б. Шухер был представлен правительством к медали «За усердие». В синагоге хранились 44 свитка Торы, в том числе подаренный армянской общиной уникальный свиток, который специалисты относили к хазарским временам.
В Астраханской духовной семинарии была богатейшая библиотека, в которой хранилось много книг на древнееврейском языке. От астраханской ашкеназской синагоги в 1904 году «отпочковывается» так называемая ремесленная синагога. Инициаторы ее создания пытались присвоить ей имя новорожденного царевича Алексея, однако их попытки не увенчались успехом. Затем в городе появляется четвертая синагога, на Грязной улице. В годы первой мировой войны еврейская община Астрахани пополняется беженцами, общее число евреев в городе достигает 4 тыс.
В начале XIX века в Астраханской губернии обосновалась большая община молокан, приехавших из Саратовской и Воронежской губерний. Они разделились на четыре группы. Две группы – «субботнического» толка, две – сторонники евангелистов. Одна из групп «субботников» стала герами. Газета «Епархиальные ведомости» писала в те годы, что они соблюдают все заповеди и предписания строже, чем сами евреи. У геров была своя мельница, по сравнению с остальным населением они жили очень зажиточно. Если сравнивать численность геров и иудеев по рождению, то обнаружится, что в 1880-х годах первых было около 2000, а вторых – 800. В 1905 году у геров появляются своя молельня и миква. В конце 1940-х годов многие из них пострадали во время кампании по борьбе с сектантством, а в 1950-м власти закрыли их молельню.
Многие евреи принимали участие в революционном движении – зубной врач Шлема Галландский, портной Финкельштейн, жестянщик Ютковский. После 1917 года первой закрывается ремесленная синагога, зато рядом с Астраханью появляется еврейская сельскохозяйственная коммуна, позже преобразованная в один из первых колхозов.
Во времена нэпа еврейская жизнь кратковременно возрождается, в синагогах снова проходят свадьбы и другие обряды. Но длится это недолго: три из четырех синагог закрываются во время антирелигиозных кампаний 1920–1930-х годов. В Хоральной синагоге до войны разместился еврейский клуб им. М. И. Калинина и еврейский театр.
Дожившую до наших дней синагогу на ул. Бабушкина тоже пытались ликвидировать в 1938 году. Но евреям удалось убедить власти, что молодежь службы не посещает, а община, когда старики «домолятся» и умрут, исчезнет сама собой…
По данным переписи 1970 года, в Астрахани и Астраханской области жили 3462 еврея. По оценкам Еврейского агентства, в 1994 году еврейское население Астрахани насчитывало около 2 тыс. человек (0,4% населения). Возрождение общины, получившей название «Сфард», началось в 1990-х годах. Начался и численный ее рост: в начале 1990-х в ней насчитывалось около 700 человек. Значительную часть «новичков» составляют горские евреи – переселенцы из Дагестана и Чечни. С 2003 года в реконструированной синагоге работает раввин Шломо-Залман Гольденберг. Сейчас община, по данным еврейских активистов, насчитывает около 3 тыс. человек.
Источник
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Огромный выбор аккумуляторных батарей для ноутбуков по низким ценам