Габдулла Тукай, Сагит Рамеев и Шахид Гайфи

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!


На астраханской фотографии 1911 г. – Габдулла Тукай, Сагит Рамеев и Шахид Гайфи сидят в лодке. Гайфи был организатором, устроителем быта поэта во время его пребывания в Астрахани. Под его руководством Тукая вывезли множество раз на кумыс. Тукай жил в Астрахани в санаторном режиме.
Фото взято с сайта gabdullatukay.ru
Там же есть и текст, который я привожу ниже.

Рафик Нафигов
О поездке Тукая в Астрахань

Есть темы давно известные, однако и сегодня не раскрытые, они почему-то не разрабатываются.
Г.Тукай побывал в Астрахани, жил там почти два месяца. Это немало, если помнить, что прожил поэт всего 27 лет. Что же нам известно о его пребывании на берегу в устье Волги. Есть и воспоминания, которые даже были опубликованы (не все). И есть критическое мнение о них: дескать, в них мало что достоверно, а в некоторых лишь неточности, например, о празднике белого цветка. Автор, де, утверждает, что Тукай вместе с Н.Наримановым участвовал в нем, а дело было в 1913 году. Вроде убедительно опровергается слово мемуариста, но есть вопрос. Широко известный сбор денег проводился не только в 1913 году, была традиция проведения таких мероприятий и до этого года.
Есть сюжеты, требующие отдельного исследования. Сколько было встреч Г.Тукая с Н.Наримановым? С этим выдающимся азербайджанцем не раз встречался поэт С.Рамиев, он же познакомил с ним и Тукая.
А.Нариманов помогал в Астрахани татарской молодежи создать свою театральную труппу. Об этом пишет в «Идел» И.Султанов (1911, 25 ноября, № 404) и благодарит Нариманова за его режиссерскую помощь.
Становится известным, что Нариманов писал в газету «Борһан тәрәккый», а редакция ее задумала незадолго до приезда в Астрахань Тукая издание газеты и на русском языке. В Казань приезжал ее представитель за типографским шрифтом. И одна казанская газета сообщила при этом, что в «Борһан тәрәккый» «ближайшее участие принимает небезизвестный среди мусульман д-р Нариманов» (Камско-Волжская Речь. — 1910. — 14 октября). В связи с этим представляет интерес сообщение «Астрахань газетасыннан белгән кешеләр» (Идел. — 1911. — 18 ноября). Были, следовательно, связи членов редакций татарской и русской газеты.
О связи Нариманова с редакцией названной газеты писал и специалист нашего времени, о том, что Нариманов работал вместе с Степаном Шаумяном в народном университете* (* И.Дубинский-Мухадзе. Нариманов. М. — «Молодая гвардия», 1973. — стр. 90-91. Сообщается также, что Нариманов был фактическим руководителем муджехидов; о вывозе им из России оружия примерно с 1906 года. — стр. 71-72, 77. Им отмечали в 1951 г. присылку оружия в Баку из Казани в 1906 году.).
Знал ли об этих фактах Тукай, был ли он в народном университете? На сегодня много еще вопросов.
Казанский Временный Комитет по делам печати 21 февраля 1910 года заслушал И.Катанова о деле редактора астраханской газеты «Борһан тәрәккый» Измайлова, оштрафованного на 200 рублей губернатором «за восхваление преступной деятельности д-ра Нариманбекова»* (* ЦА РТ. Ф.420. д.151. л. 14.).
Что вообще делал Тукай в Астрахани? Это был не тот человек, чтобы ходить лишь в гости. Есть и в воспоминаниях реплики, что заходил он в редакции газет (каких?). Показывал как надо готовить материал, делая вырезки из других газет. Отразилось это как-нибудь в выходивших тогда в Астрахани органах печати. Почему бы не поинтересоваться этим, не посмотреть бы внимательно все номера газет, выходивших во время пребывания там Тукая. Да и после его отъезда. Никто же до сих пор этого не сделал. Уверен, что найдется что-то неизвестное о поэте. Может быть и стихи его, там вышедшие в свет?
Такие встречи вызывают разговоры о других товарищах, о прошлых деяниях. Может у родственников, знакомых Тукая сохранились воспоминания об этих днях. Было бы радостью найти фотография их.
С Тукаем на одной астраханской фотокарточке заснят и революционер Х.Туйбактин. Участвовал ли он в беседе? О чем говорили Тукай с С.Рамиевым? Поэт встречался с Наримановым и тот осматривал его и как врач. В Астрахане тогда проживал ссыльный С.Шаумян — друг Н.Нариманова. Видел ли его Тукай? Ишь, куда Вас занесло, — может сказать не очень доброжелательный критик. Это его право, не будет положительного ответа, тоже неплохо, это тоже ответ. Искать и искать надо новые материалы.
Тукай выехал из Казани в Астрахань 11 апреля, это известно точно. Когда он прибыл туда, точно не зафиксировано. В письме к Ахмету Урманчиеву от 5 мая 1911 года Тукай с иронией пишет, что еще не освободился от хождения в гости: о том, что пьет кумыс, ест мясо, что воздух хороший, чувствует в себе прилив и физических и духовных сил. Что и квартира приличная («ничава»), живет вместе с С.Рамиевым (Габдулла Тукай. Әсәрләр, 4 томда. — Казань, 1977. — стр. 402.), думает быть еще месяц (Там же. — стр. 318.). До этого 4 марта в письме С.Сунчаляю поэт говорил о своей задумке поехать из Астрахани вместе с С.Рамиевым к казахам и все лето путешествовать по Волге, возможно, заглянуть на неделю-две в Стамбул (Там же. — стр. 317.).
Из этих писем одно ясно, что ехал Тукай в Астрахань к товарищам, хотел видимо, встретиться в Турции и с Г.Исхаки. Было вероятно и желание послать неизданные стихи за границу: помочь С.Сунчаляю в публикации его произведении, по каким-то соображениям задерживаемых С.Рамиевым.
По татарским обычаям, Тукая встретили гостеприимно. 5 мая он пребывал в гостях. Это мог быть и третий и пятый день его житья в Астрахани. Сколько же дней он ехал в Астрахань? Есть свидетельства родственников Х.Абузярова о том, что по пути он заезжал к друзьям. Письмо от 5 мая как бы косвенно подтверждает мемуары, ибо не три же недели шел пароход из Казани до устья Волги. Над этим надо поработать и установить точную дату. И не один он выехал из Казани.
С кем поэт встречался в Астрахани, на известной фотокарточке, где Тукай сидит в окружении, 15 человек кроме С.Рамиева и артиста Султанова, Гайфи и нескольких женщин справа К.Туйбактин. Встречался ли он, если тот тогда был в Астрахани, с другом Х.Ямашева З.Садыковым?
Ученый, родственник Тукая В.Забиров в 1935-1936 гг., собирая документы и материалы о поэте, нашел в Астрахани письмо его уральское астраханцу Пирмухамеду Ниязову от 11 декабря 1904 года* (* Миңнуллин Җ. Археограф В.3абиров // Казан утлары. — 1983. — № 10.).
Нашел он это письмо среди бумаг астраханца Габдрахмана Ниязи; может это сын Пирмухамеда? Кроме вопросов есть и ответы.
Во время пребывания Тукая в Астрахани временным редактором и издателем газеты «Идел» стал вместо Умерова А.Ниязов.
В Астрахани Тукай встретился и со своим уральским однокаиником по школе Х.Самакаевым (Абубакировым). Есть сведение, что здесь он свиделся и с уральским другом С.Билюковым. Это запомнил на всю жизнь и ныне здравствующий 97 летний Ф.Муратов, не сын ли того Муратова, который в 1906 году вместе с Галяу-Марджани распевал стихи Тукая.
О чем читал Тукай в астраханских газетах, что печатал, что рекомендовал читателю?
Знал он по крайней мере по газете «Идел» о куриале «Мусульманин» и о газете «В мире мусульманства». В «Идел» перепечатывались из них материалы, и Тукай называет эти органы печати в своих письмах.
В № 359, 7 июня из газеты «В мире мусульманства» появился перевод статьи «Кайгылы заманлар». В астраханской газете было несколько статей о тяжелом положении астраханских нугаев. Каюм Кулатка писал и о жизни казахов (№ 385, 23 июня).
В № 351, 10 мая есть сообщение о постановке в вороде пьесы Г.Исхаки «Алдым-бирдем». В этой пьесе играл и С.Рамиев. И здесь же рецензии Г.Тукая на произведение М.Гафури «Хәмитнең хәяте», которую он рекомендует читателю, ибо изображена там жизнь многих… Здесь и реплика С.Рамиева в адрес «Юлдуз» и «Баяналь-хак», поругавших его за то, что он не отметил выступление в Астрахани К.Мутыги…
Гаяз Исхаки предстал в газете не только с пьесой. В № 355, 24 мая была опубликована его статья «Төрек-татар мәсьәләсе», присланная из Стамбула. В № 358, 3 июня С.Рамиев напечатал свое мнение о предлагаемой братьями Мухамедшакиром и Мухамедзакиром Рамиевыми реформе татарского алфавита и творческом их предложении об изменениях в написании отдельных букв. Наверное, не мог не читать Тукай статью «Русия һәм Төркия» (№ 354, 20 мая). На эту тему появилась статья и после его отъезда 21 июня «Төркия һәм державалар», а 28 июня «Сугыш хәзерлекләре», информация «Мечников Шәрәфенә булган мәҗлес» (№ 355, 24 мая), возможно и сообщения Абруй Гильмановой «Из жизни астраханских женщин» (№ 357, 31 мая, продолжение есть в № 361). После отъезда поэта (№ 361, 14 июня) была информация (Кыйммәтле табыш), найденной в ходе археологических раскопок под Харьковым золотой ног коня времен египетских фараонов с иероглифами и надписью о богине Изиде. Была еще одна статья автора, безымянная «Тарихтан бер сәхифә» (Идел. — 1911. — № 407. — 6 декабря), письмо Х.Вамбери (1911, № 399, 4 ноября).
И конечно же, заслуживает внимания и анализа серия публикации стихотворений С.Сунчаляя, идея презентации которых читателю безусловно принадлежит Г.Тукаю, поскольку С.Рамиев их почему-то не пропускал. Возможно, Тукай привез их с собой, если по дороге в Астрахань заезжал к собрату по перу.
Первое стихотворение С.Сунчаляя под названием «Җыр» было напечатано в № 359, 7 июня. Там есть замечательные строки, импонировавшие, наверняка, Тукаю:

Йокламыйм, йокы юк,
Күкрәгем-күңелем ут.
Йөрәгем-яралы.
Кадалган үткен ук.
Акчага табынмыйм,
Байларга абынмыйм…

И верю в будущее, — заканчивал Сунчаляй. Мысли эти разделял и Тукай. 10 июня появилось стихотворение Сунчаляя, непритязательное, жизнерадостное «Авыл җыены. Язгы бәйге». 14 июня «Ямь»:

Ямь — минем падшам.
Ханым, шул Сөйгәнем,
Ямь өчен корбан
Җаным, күңелем, тиңем…

Сунчаляю было тогда 22 года и он мог наслаждаться прекрасным в жизни. Под его строчками и сейчас мог бы подписаться настоящий поэт.
С.Сунчаляй радовал читателя и своего друга. Появился перевод из Пушкина под названием «Төш» (Идел. — 1911. — 9декабря). Запоминается его предновогодний подарок:

«Минем җырлар төзелми шат бәхеттән,
Чәчәкләрдән, я гөлләрдән, якуттан».
(Идель. — 61911, № 413).

Кое-кто и сейчас продолжает ошибочно утверждать, что С.Сунчаляй в те годы увлекался эротикой, писал о цветочках-листочках и т.п.
Кто-то из друзей Сунчаляя (подпись Хасан Гаш) прислал информацию об обучении девушек в Хвалынском уезде в деревне «Мостак» (24 июня, 1911).
И кто-то из окружения Х.Ямашева написал в газету о получении им аттестата за гимназический курс и желании его поступить на юрфак Казанского университета. Автор знает Ямашева как борца за справедливость и как пропагандиста среди татар знаний и как героя борьбы против «җәһәләт» (тирании), лежащей чугунной плитой на нации (№ 363, 21 июня).
В свое время известный писатель, драматург Риза Ишморатов оставил прекрасные строки о взаимоотношениях С.Сунчаляя и Г.Тукая, что можно восхищаться их дружбой* (* Риза Ишморат. Дусларым, остазларым. Истәлекләр. — Казан, 1988. — Стр. 4-7.). Он впервые дал извлечения из писем Сунчаляя. Действительно, это были замечательные отношения, Сунчаляй выделил такие качества старшего друга, как его мужество, простоту и скромность, участие и помощь, оптимизм. Так писал еще, пожалуй, только Ф.Амирхан.
И.Сагит и Ш.Сунчаляй печатали в «Мусульманине» свои корреспонденции в виде статей, были публикации там и казанцев. В № 24 за 1910 год (стр. 520-522) появилась статья Ш.Сунчаляя «Башкиры Пермской губернии», о том, что башкиры в лахмотьях среди природного богатства; в № 4 за 1911 год (стр. 173-175) его же статья «Татары-мишары Саратовской губернии», о тяжелом положении поволжских татар, о невежественных муллах и ишанах и с прославлением просвященной части духовенства, молодежи.
К этой серии относится и крик души Каюма Кулатки «Хвалын өязендә ачлык» (Идель. — 1911. — № 404), публикация Исмагила Тагирзаде «Нугайларда жәһәләт» (Идель. — 1911. — № 405).
Из Казани Ю.Альмамедов изобличал Сайдашевых, проливающих крокодиловы слезы, совершая преступления и удовлетворяя свои «гнусные аппетиты», что им, что существует продажа живого товара; автор собирался говорить и о других «радетелях» народных интересов (Мусульманин. — 1910. — № 17-18. — стр. 398).
Писали в журнал и Г.Кильдебяков из Уфы и Г.Богданова, приветствуя издание журнала и от имени всех подруг мусульманок (1910, № 9, стр. 218) и Ш.Мухаметов из Оренбурга и др.
Более всего открывает новое С.Сунчаляй в корреспонденции «Мусульманин» журналы» (Идель. — № 393, № 394), переданном из Петербурга. Автор твердо убежден, что журнал сеял среди татар «изге фикерләр», пропагандировал светлые «идеалы», а наши де татары, в том числе «отцы нации» не помогали ему. Два депутата Думы Тевкелев и Сыртланов начали нападать на него и на выходящую в Петербурге газету «В мире мусульманства». Первый телеграфировал в Уфу, Сыртланов писал в редакцию «Вакыт», чтобы не поддерживали эти органы печати материально и не участвовали в них: и нигде, ничего не писали о депутатах Думы.
С.Сунчаляй темпераментно заявляет: а что можно было писать о депутатах, они же ничего не делали, и в печати не выступали. Он утверждает, что посильную помощь оказывали Датиеву «татар яшьләре», и потом они не отступят от своих дел. Если журнал и прекратит свое существование из-за отсутствия денег, в будущем он снова выйдет. Мы, продолжает Сунчаляй, «милләтче яшьләр» поможем в этом: уйдет «Мусульманин», выйдет «Татарин», заканчивает статью друг Тукая.
Он зовет соотечественников, интеллигентов подписаться на журнал до января вслед за его публикациями следует «Ответ редакции» — Сыртланову. «Вашу большую статью в нашей маленькой газете напечатать не можем. Да и переводчика нет…».
Молодежь Астрахани активно участвовала в общественной жизни, в собирании сведений о жизни казахов, нугаев, искала ответы на вопрос «Ник алга китә алмыйбыз?» (Идель. — 1911. —№ 412, статья учителя Зыя Насыри). Можно так же думать, что пребывание Тукая в Астрахани не было идилически безоблачным. Друзья друзьями, были и смертельные недоброжелатели. Вскоре после отъезда поэта из Астрахани 28 июня появилась без подписи маленькая заметка «Татарча яңа открыткалар», в коей содержалось сообщение о появившихся уже фотооткрытках, многоцветных, исполненных в Берлине по заказу учителя Шахада Гайфи, и что среди них одна с стихотворением Г. Тукая (оно цитируется) с изображением ишана, с вожделением ожидающего пяти «К» — кары-казы, кузый, яшь кенә кыз, каз, кымыз». И как примечание, ядовитые мнения автора, о том, что было бы лучше, если бы Гайфи обратил внимание на лучшие стороны жизни, достаточно и так грызут голову одной рыбы. Это как будто против Гайфи, не Тукая.
Однако спасибо и за брюзжание. И еще более важно другое: теперь по этому даже сообщению явствует, что открытки были заказаны к печати во время пребывания Г.Тукая в Астрахани и не без его согласия.
Тукай оставил большое впечатление. Запомнили его и вспоминали о нем видевшие его. Писали о поэте и после отъезда из Астрахани: собирали сведения о его родственниках. Сколько еще тайны в биографии Тукая. Сколько его мечтаний и желаний мы узнаем.
Изучение поездки Тукая в Астрахань выявляет такие страницы татарского народа, которые не были доселе известны. Поэт достаточно полно знал о турецко-итальянском столкновении: поскольку газета «Идель» из номера в номер сообщала об этом, и в таком духе; как это описывал затем и Тукай в своих стихах.
Узнаем мы и том, что Г.Ниязи, принимавший путешественника, сам писал стихи. В 1928 году он выпустил книгу об участии татар Астраханского края в революции. И сентября опубликовано его произведение «Бәйрәм» с лейтмотивом «Мәңге шат бул, милләтем». Ровно через неделю вышло стихотворение Ниязи «Эш»:

«Ятма йоклап, ач күзеңне.
Үз паендан ал өлеш!
Калсын артта изге эш…
Мәңге исмең саклар эш!

В этом же номере газеты в сообщении о театральном представлении в Астрахани пьесы Г.Исхаки и пьесы «Казанга сәяхәт» ярко выглядели артисты местной труппы — Султанову и Собэктегину (С.Рамиеву) публика вручила большие букеты цветов и другие дары. В ряде номеров № 389, 390, 392, 393, 395-397 за сентябрь-октябрь № 398 от 1 ноября в переводе С.Рамиева печатался «Живой труп» Л.Н.Толстого. А 8 ноября 1911 года в газете (№ 400) появились две статьи Зарифа и С.Рамиева, посвященные годовщине памяти великого русского писателя.
Наш современник знает, что Тукай собирался послать в Париж «Мусульманину» те свои стихотворения, которые не могли пройти через цензуру в России. Ни Сунчаляй, ни Тукай не знали, что эти органы печати издавались провокатором на средства, отпущенные премьер-министром* (* Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли. — Казань, 1964. — Стр. 51-53.). Провокация сыграла свою роль: смогла обмануть на время даже умных людей. Провокаторы нанесли вред освободительному движению. И однако, и провокаторы не могли остановить движения вперед. Сунчаляй верит в силу своего народа, в молодежь и лучшую часть интеллигенции, отвергая тех «лидеров», как от имени нации, ничего не делая, пытались быть вождями. Противоположность интересов различных слоев народа очевидна. Как ни парадоксально, и провокаторы другой рукой работали на прогресс, возбуждая, не желая того, ненависть к царской бюрократии.
Как частный момент, следует подумать, где еще можно поискать не найденные стихи Тукая. Не только в досье охранки, где они могли оказаться по воле провокатора, но и в «деле» С.Сунчаляя, через которого Тукай, возможно, собирался их послать за границу.
Молодежь Астрахани активно включилась в общественную жизнь. Они решительно осудили выступление против Г.Ибрагимова в Казани и в «Юлдуз» Ш.Ахмерова (Идель. — 1911. — № 410, 16 декабря). Здесь выпускалась газета «Хамият», журнал «Туп», бывший по Столыпину. Поинтересоваться следует личностью Ф.А.Сидорова (он же З.А.Овчаров), у которого был записан адрес Г.Кулахметова и имя Ибр. Муратова (ГААО… ф. 286. оп.1. дд. 4.99.. л. 126-129).
Такие рождаются мысли и соображения, такие вот открываются новые возможности научного поиска. Друзья Тукая помогают раскрыть его биографию.
Есть где искать новое. За Тукаем следили и казанские и саратовские жандармы, доносили о нем в Департамент полиции. Это известно, и теперь не спорят. Наблюдения за Тукаем несомненно продолжались и в Астрахани; филеры не могли не отметить его встречи с другим наблюдаемым Наримановым; вероятно, перлюстрировалась и его письма. Ибо по агентурным данным КГТУ в алфавитном списке и его адресат в Казани Давлетшин-Хусаинов* (* ЦА РТ. Ф. 149. оп.1. д. 3715.).
В истории татар и истории литературы проступили десятки новых имен. Нужно полно раскрыть деятельность И.Сакаева, погибшего в Цусимском сражении. АТаказаева, И.Муратова, соратников Х.Ямашева, убитых царскими палачами, нужны особенно молодому поколению имена самоотверженных учителей Ф.Тенищева (растерзан белоказаками), М.Шарипова; деятелей культуры и ученых В.Апанаева, братьев Хасани, Н. И М.Кутлубаевых, С.Муратова, Э.Г.Амсиной, Х.Абузярова, Ф.И.Агеева, А.Мустафина, скрипача Изм.Аитова, рабочих Н.Незаметдинова, С.Ахтямова, Х.Камачкова, военного Р.Барджанова и др.
Рядом с Г.Тукаем еще много неизвестных, и в том числе знавших его (в Индии) поэтов.
За подписью зам. председателя Уральского Татарского культурно-просветительского общества Р.Тугушева я получил его корреспонденцию, помещенную в областной газете «Приуралье» — «Он знал Тукая», где опубликована перепечатка из газеты «Идель» от 1993 г. Воспоминания Фатиха Абдрахмановича Муратова. Этот человек, которому сейчас 97 лет, проживает в Астрахани, в 1911 году встречался с Г.Тукаем в родном городе. Сопровождая поэта к себе домой, отрок по дороге наизусть прочитал ему стихи «Родной язык», «Призыв к работе». Поэт от души поблагодарил его.
Ф.Муратов сохранил в памяти это событие. Он — участник Великой Отечественной войны, инвалид 2-й группы. Благодарил он ответственную за выпуск газеты «Идель» А.Дулатову (кстати, она выпускница Казанского университета) за издание нужной хорошей газеты и сделал денежный перевод в фонд газеты — 1000 рублей. Работал он до пенсии директором татарской семилетней школы. На эту перепечатку Р.Тугушева откликнулись читатели. Преподаватель Уральского пединститута (сейчас университета) Л.Табакова сообщила ему, что в Уральске проживает дочь Ф.А.Муратова. Р.Тугушев встретился с ней — Фаузией Хамитовой — и она сообщила сведения об отце, дала его астраханский адрес. Подарила ему фотокарточку 1935 года, где засняты ее отец и мать и сама она. Копию карточки Тугушев прислал мне, доставив мне большую радость в связи с тем, что жив современник Г.Тукая. Думаю, что фотокарточка порадует многих читателей. Может мы узнаем еще что-то из жизни Тукая, о его встречах в Астрахани. Эта поездка поэта требует дальнейшего изучения, как и другие его поездки — в Петербург, в Симбирск, в казахские степи.
По Астрахани нужно изучение и других тем… Астраханское путешествие за Тукаем дало мне то, что я предчувствовал то новое, что я внутренне ожидал. Г. Нияз 5 апреля 1913 года откликнулся на смерть поэта. И привел его слова, которые мы до сих пор не знали. Вот они: «Кызыл кан эчендә, дип, ил үлде».
Астраханцы выражали свою скорбь и боль — и С.Рамиев, и Н.Гасрый, и Х.Колачи; учащиеся, девушки, ждали лекцию о Тукае, разрешение на прочтение которой, как ни дико, должны были дать власти; напечатали пожелание Фатиха Амирхана (№№ 546, 547 и др.); они заявили, что после смерти Тукая «Күңел кояшымыз сүнде».
Тукай до последней минуты жизни боролся за будущее родины, видел грядущие беды и страдания, желал добра людям.

(Источник: Тукаевские чтения: Материалы выступлений. Апрель, 1999 г. (Общество Тукая Литературного музея Г.Тукая в Казани). – Казань, 2000. – 161 с.)