Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!

Город Астрахань исстари находится на пересечении множества торговых путей. Через Астрахань везли свои товары русские купцы из российской глубинки и восточные купцы из Индии, Турции и Персии. Многие по дороге оседали в этом краю. И поэтому местный колорит города испокон веков был своеобразен и самобытен.
Жители столь замечательного города не могли жить тихой домашней жизнью. Стремление к развлечениям шумной ярмарочной толпы на торговых площадях рождало постоянное ощущение праздника, коим и является театр. Поэтому еще до возникновения официального театра “…какие-то представления… уже давались…”.
Это духовная потребность, которая неизбежно должна была возникнуть. Имеются данные о том, что еще в 1797 г. в Астрахани существовал вольный театр Евреинова, однако официальной датой рождения профессионального театра в г. Астрахани является 12 декабря 1810 г.
В этот день в принадлежащем купцу Токареву сарае, специально приспособленном под зрелища, состоялся первый спектакль. Один из переулков в центре Астрахани так и называется — Театральный — в память о том, что когда-то там находилось первое помещение театра. Организатором и первым руководителем театра был отставной подпоручик Андрей Грузинов. В течение первого года существования театра было дано 46 спектаклей. В репертуар входили пьесы Фонвизина, Бомарше, Мольера, Княжнина. Сбор от ряда спектаклей шел на благотворительные цели. С первых же дней театр занял заметное место в культурной и общественной жизни города. Даже эпидемии оспы и холеры в 1830-1833 годах, когда въезд в город был ограничен, не повлияли на работу театра. Театр продолжал работать несмотря ни на что.
* * *
С 1857 года театр функционирует как антреприза, в которую приглашались многие известные в то время актеры и театральные семьи. Первые шесть лет работы антрепризы связаны с именем капельмейстера И. Новикова. Его дочь Наталья Степанова — одна из первых звезд провинциального театра — была страстной поклонницей драматургии А. Островского, пропагандирующей творчество великого драматурга на гастрольных подмостках многих театров Поволжья от Астрахани до Москвы. Участие в спектаклях оркестра и оперных исполнителей становится традиционной частью новиковской антрепризы, отличительной чертой которой является и то, что театральные представления здесь не прекращаются даже на период лета. Об антрепризе И. Новикова писали в российском театральном журнале “Антракт”.
В 1864 году город Астрахань принимает одного из великих мировых актеров – Айра Олдриджа. Он не только первый выступил в русской провинции, но и учил актеров, показывая пример европейского мастерства.
* * *
С годами первое здание театра ветшает и приходит в негодность. За строительство нового театра взялся потомственный почетный гражданин, известный в городе человек, бывший в одно время его головой, Николай Иванович Плотников.
В 1873 г. он заявляет общественному управлению о своем намерении построить в Астрахани за свой счет каменный зимний театр. Автором проекта был городской архитектор Фольрат, а наблюдение за ходом строительства осуществлял Макаров. Все делалось по-купечески добротно, без лишней спешки. Строился театр — храм искусства.
В ходе работ в проект неоднократно вносились изменения, осуществлялись переделки. Не случайно Николай Иванович Плотников, прежде чем начать строительство, совершил заграничное путешествие и обстоятельно ознакомился с типами лучших европейских, а также российских столичных театров.
В июне 1887 года специальная комиссия, осмотрев театр и принимая во внимание, что отопление в нем паровое, а освещение будет электрическим, вынесло решение, что оно “в отношении прочности и безопасности публики на случай пожара достаточно обеспечено и может быть открыто”.
1 октября 1887 года состоялось освящение и открытие нового здания театра, которое стало гордостью многих и многих поколений астраханцев.
* * *
На протяжении всей своей истории театр был центром культурной жизни Астрахани. Первую антрепризу в новом здании держал Петр Медведев, вписавший яркую страницу в историю русского провинциального театра. Он был искателем и опекуном нарождавшихся талантов. Антрепренеры и антрепризные труппы сменяли друг друга… Удачные сезоны сменялись неудачными при жизни Плотникова и после его смерти в 1887 году. Но так или иначе театр в новом здании существовал, радовал и огорчал своих поклонников. Его творческое лицо определяли пьесы Фонвизина, Грибоедова, Островского, Чехова, Шекспира, Мольера, Гольдони.
В 1890-е годы девятнадцатого столетия громадное значение для развития театральной культуры в Астрахани имели сезоны антрепренеров П. Струйского и К. Витарского. Они относились к театру не только как многофункциональному искусству, но и пытались поднять его статус в общественной жизни Астрахани, сформировав у общественности представление о театре как средоточии различных областей культуры города. Со временем это стало традицией, присущей всей деятельности театра в целом, и определило характер его взаимоотношений с публикой, благодаря многогранности и многофункциональности репертуара, включающего не только жанрово разнообразные, но и, помимо драматических, музыкальные спектакли и спектакли для детей. Театр во все времена имел новые поколения зрителей. Обретя значимость театрального города, Астрахань охотно посещалась гастролирующими драматическими и оперными коллективами. В разное время свое искусство здесь демонстрировали Альянова, Ермолова, Комиссаржевская, Собинов, Целиковская, Шаляпин.
Октябрьская революция внесла коренные изменения в театральное дело. Не избежал этой участи и Астраханский театр. Происходит переоценка духовного наследия, меняется репертуар, зрительный зал заполняют солдаты и матросы. Режиссеры Е. Любимов-Ланской, М. Бецкий, К. Олигин ставят спектакли, созвучные со временем. На сцене идут спектакли “Степан Разин” А. Новроцкого, “Мужики” Е. Чирова, “Савва” Л. Андреева. Вплоть до 1940-х годов подлинным новатором искусства как художественный руководитель, артист и педагог в Астрахани проявил себя заслуженный деятель искусств Российской Федерации М. Белецкий.
В сороковые года XX столетия театр осуществил постановку ряда спектаклей. Лучшими работами этих лет стали “Таня” А. Арбузова с О. Торкачевой в главной роли и “Бешеные деньги” А. Островского с замечательным актерским ансамблем — В. Нельский, Б. Ремизов, В. Бух, Б. Степанов, Л. Альянова.
* * *
В годы Великой Отечественной войны театр не прекращал своей деятельности. Театр перестроил свою работу на военный лад — создаются бригады для обслуживания госпиталей и воинских частей. Коллектив совмещает работу на стационаре с работой на выездах и на строительстве оборонительных сооружений на подступах к Астрахани. В репертуаре театра не только военные, но и классические спектакли.
В послевоенные годы театр продолжает работать и творчески развиваться. Новый творческий подъем связан с деятельностью заслуженного деятеля искусств РСФСР Л. Самборской и группой талантливых актеров, приехавших вместе с ней. Ее спектакли отличаются великолепной режиссурой, своеобразной манерой подачи драматургического материала, особым шармом. Многие из ее постановок — “Горе от ума” А. Грибоедова, “Анна Каренина” по Л. Толстому, “Варвары” М. Горького и др. стали основой классического репертуара театра.
Лучшие традиции театра развивал и последующий главный режиссер театра М. Ваховский. При нем состоялся своеобразный творческий отчет коллектива — гастроли в Москве в связи с 400-летием Астрахани.
Заметный след в истории театра оставили режиссеры Ю. Юровский, Б. Дубенский, заслуженные артисты РСФСР Н. Гарин, В. Будагов, К. Моисеенко, М. Мощенский, Н. Нагуло, Л. Самсонова, В. Степанов, Д. Федоров.
60-70-е годы ознаменовались работой театра под руководством талантливого режиссера, заслуженного деятеля искусств России А.А. Образцова.
* * *
Новый творческий подъем театра связан с талантливым режиссером, заслуженным деятелем искусств Грузии Н.Р. Эшба. Созданные ею в романтической манере спектакли “Дон Карлос” Ф. Шиллера, “Лесная песня” Л. Украинки, “Снегурочка” А. Островского вошли в золотой фонд театра.
Интересными и своеобразными были творческие поиски главных режиссеров А. Коробицина и В. Александрушкина. За годы их руководства у театра были и творческие взлеты и неудачи. Когда драматургия грешила мелкотемьем и была до предела заполитизирована, то спектакли не могли спасти даже признанные актеры. Наиболее яркими спектаклями этого периода стали “Ричард III” У. Шекспира, “Орфей спускается в ад” Т. Уильямса, “Жестокие игры” А. Арбузова.
Во все времена театр черпал силы в людях, которые честно и бескорыстно служили ему, наперекор превратностям судьбы. В 1986 году Астраханский драматический театр был награжден орденом “Знак Почета”.
В 1987-1994 гг. театр был закрыт для серьезных реставрационных работ. Здание подверглось основательному обновлению. Это были трудные для коллектива годы странствий по чужим подмосткам. Но коллектив театра выстоял и сохранил свое творческое ядро.
Преодолев испытание, театр стал еще пронзительнее осознавать желание профессионально отстоять собственную сцену. В его репертуаре появились излюбленные астраханцами сцены из купеческой жизни “Женитьба Бальзаминова” А. Островского, печальная комедия “Деревья умирают стоя” А. Касона, драма “Трамвай “Желание” Т. Уильямса и другие. Наиболее интересно в этот период раскрылись творческие индивидуальности заслуженных артистов РСФСР Л. Каменоградской, Г. Збруевой, Н. Четвергова, Т. Степановой (Космаковой). Первые годы работы на обновленной сцене связаны с именем заслуженного деятеля искусств, лауреата государственной премии Эстонии В. Черменева.
Творческое направление театра конца 90-х годов прошлого столетия определяется художественным руководителем заслуженным артистом России Н. Ширяевым, пришедшим в театр сложившимся интересным режиссером со школой Г. Товстоногова. Многогранность и незаурядность постановок тех лет заставили поверить актеров в профессиональное возрождение, когда актерскому коллективу становится по силам любой спектакль. Репертуар театра в эти годы настолько широк, что в нем найдется спектакль на любой вкус — от классики до авангарда, в том числе детские и музыкальные спектакли, что необходимо для успешного функционирования театра в провинции. Наиболее яркими спектаклями конца 1990-х годов, определяющими творческое кредо театра и его режиссера, были спектакли “Идиот” Ф. Достоевского, “Семейный портрет с посторонним” С. Лобозерова, “Дурочка” Лопе де Вега, “Призрак Александра Вольфа” по Г. Газданову, “Рюи Блаз” по В. Гюго, “Смерть Тарелкина” А. Колкера, “Времена года” по С. Маршаку, “Аторквато” А. Николаи и мн. др.
* * *
Начало тысячелетия ознаменовалось работой театра под художественным руководством А. Цодикова, режиссера, чье имя достаточно широко известно в стране. Спектакли этих лет отличают тонкость вкуса, изящество, психологизм и оригинальность драматургии. Сохраняя лучшие традиции прошлых лет, театр старается идти в ногу со временем. В театре появляются так называемые “кассовые комедии”, которые в эти годы являются основой репертуара большинства театров страны. В то же время театр в своих спектаклях, улавливая тенденции развития современного театрального искусства, создает спектакли, интересные и для искушенного зрителя в том числе. Лучшими спектаклями этих лет являются такие спектакли, как “Смех в темноте” по В. Набокову, “Гарольд и Мод” К. Хиггенса и Ж. К. Карьера, “Последняя звезда” В. Ольшанского, “Приключения итальянцев в Париже” К. Гольдони, “Семья” М. Горького и др.
Сегодня театр живет и работает под руководством опытного режиссера, поработавшего во многих городах России, С. Таюшева. Самые яркие и популярные спектакли режиссера С. Таюшева в репертуаре сегодня — “Одолжите тенора” К. Людвига, “Слишком женатый таксист” Р. Куни, “Женитьба Фигаро” Бомарше, “Отчаянный игрок” по М. Лермонтову, “Ревизор” Н. Гоголя, “Чайка” А. Чехова и др.
Подготовила А.Абдрахманова, Волга: №168 (25843), 12.11.2010.