«Ключаревская летопись». Демо-версия.

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Несколько слов от себя. Вот, представьте, насколько сложная работа перевести «Ключаревскую летопись» в современную орфографию и стилистку!!! Здесь я выкладываю распознанные первые пять страниц книги. Из 20 примечаний только 3 взяты непосредственно из источника! Остальные пришлось делать самостоятельно. Где-то указывал заменённые слова и выражения из источника, где-то представлял справочные данные, где-то делал пояснения редких и устаревших слов. Представленный вариант, как мне кажется, ещё не окончательный.

КЛЮЧАРЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
(современная орфография и стилистика)

(ПРЕДИСЛОВИЕ).
Печатаемая ниже рукопись составлена ключарём1  Успенского кафедрального собора2  Кириллом Васильевым, жившим в конце XVIII и начале XIX столетий3  (родился около 1770 г. — умер 1 января 1837 г.).
Автор рукописи, пользуясь различными источниками и, главными образом, делами соборного и консисторского архивов, имел под руками ещё древние записи, восходящие по времени к первой четверти XVII столетия, на что есть указание в самой рукописи. Так в рассказе об убийстве митрополита Иосифа, приступая к описанию раската, с которого брошен был мученик-митрополит, он замечает, что описание это заимствовано им из одного отрывка, написанного в 1620-м году.
Рукопись почтенного о. ключаря составляет весьма важный труд: ею пользовались многие лица, писавшие об Астрахани. По всей вероятности, ею пользовался знаменитый иерарх Астраханский Платон Любарский4, писавший историю Астраханской иерархии; г. Рыбушкин, написавший историю Астрахани, в своём сочинении прямо ссылается на эту рукопись; бывший преосвященный Вятский Аполлос5, во время своей служебной деятельности в Астраханской семинарии написавший историю монастырей: Покрово-Болдинского, Иоанно-Предтеченского и Благовещенского женского, также прямо указывает на эту рукопись.
Несмотря на то, что рукописью о. ключаря пользовались, кроме упомянутых лиц, и многие другие, её содержание все-таки далеко ещё не исчерпано. Публикация её в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» составила весьма интересные страницы в этих Ведомостях.6
Текст рукописи печатается после сравнения7  трёх вариантов: в основе их положен самый полный. Разногласий в сказаниях всех трёх вариантов никаких нет: разница только в большей или меньшей полноте их.
В заключение сообщаем некоторые биографические сведения об авторе рукописи. О. Кирилл окончил «риторический класс» в Астраханской семинарии в 1791 году и определён псаломщиком в кафедральный собор. В 1794 году посвящён в диаконы, в 1797 году в священники, в 1799 году определён ключарём, в 1800 году пожалован епархиальною зелёною бархатною скуфьёй 2-й степени. В 1802—1807 годы был смотрителем Иоанно-Предтеченского монастыря; в 1803 году произведён в протоиереи; в 1805 году определён в Консисторию присутствующим; в 1806 году пожалован скуфьёй фиолетового цвета; в 1807 г. награждён палицею; в 1809 году пожалован камилавкой8. Из этого перечня повышений и наград видно, что лучшим временем в жизни автора рукописи был период управления Астраханской епархией преосвященным Платоном Любарским, написавшим историю Астраханской иерархии.
Рукопись начинается временем покорения Астрахани и оканчивается временем управления Астраханской епархией преосвященным Гаием.
ИСТОРИЯ
О НАЧАЛЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИИ АСТРАХАНИ, СЛУЧИВШИХСЯ В НЕЙ БУНТАХ, ОБ АРХИЕРЕЯХ В ОНОЙ БЫВШИХ, А ТАКЖЕ О ВОЕВОДАХ, ГРАДОНАЧАЛЬНИКАХ И ГУБЕРНАТОРАХ.

Татарский город Астрахань прежде стоял по течению реки Волги, на правой стороне, в 60 верстах9 ниже от Ахтубинской станицы, поблизости от целительных грязей. Город этот перед прочими имел уважение от ханов Бахчи-Сарая и ежегодно, в летнее время, посещался ими с семействами. Поэтому грязи и поныне называются от татар Ханскими, а от русских Тинакские соляные озера10, отстоящие от Астрахани на 7 верст.
В 1555 году от царя Ивана Васильевича Грозного для взятия этого славного города, называемого всеми азиатами Астраханью, были посланы три ополчения:
1-е из них называлось большим. В нём начальниками были: князь Юрий Иванович Пронский-Шемякин и Михаил Петрович Головин11. Над ними главным был поставлен князь Александр Васильевич Вяземский с вятским воинством.
2-е называлось передовое и управляли им Игнатий Вишняков и Ширяй Кобяков.
3-е называлось сторожевое и возглавлялось Степаном Сидоровым и князем Андреем Барятинским. Над всеми тремя ополчениями был начальствующим князь из касимовских татар Дервиш-Али12.
Но в 1558 г. татары были возмущены изменниками13 из астраханцев, татарские мурзы имели тайное сношение о небрежном отношении14 Дервиш-Али к русским. После завоевания Астрахани, начальники всех трёх ополчений вызваны были в Россию, а оставлен был только один вышеупомянутый Дервиш-Али, который не разрешал, как единоверец, татарам зло отзываться о русских.
Некто именем Себастьян15 по секрету донёс Царю Иоанну Васильевичу Грозному, что татары имеют заговор против русских, чтобы побить всех на голову, а если скоро верного боярина не пришлёт, то все труды и снаряды пропадут. Потому что все татары веселы и письма получают из Крыма от крымского хана Девлет I Гирея16. По этому случаю Царь Иоанн Васильевич Грозный немедленно посылает верного воеводу Петра Семёновича Серебряного-Оболенского17, который вскоре прибыл с войском в Астрахань и взял какие были русские войска под своё начальство. Упомянутого же Дервиша-Али выслал под караулом в Москву.
После взятия Астраханского царства под российский скипетр при царе Иване Васильевиче Грозном, главным воеводою российских сил Серебряным-Оболенским, татары были рассеяны по большей части на горной стороне Волги к мочагам18, на которой стоял прежний их город. Благоразумное распоряжение воеводы довольно защищало вновь завоёванные места от набегов терских татар, горцев, можарцев19 и прочих диких народов, а снисходительное и ласковое обхождение с победителями удерживало их несколько в границах повиновения законному государю. Но в 1558 г. татары тайно взбунтовали через князя Ямгурчея, который жил за рекою Луковкою к буграм Кулаковским, и этот князёк для ханов ахтубинских в летнее и осеннее время подготавливал птицеловство и звериную ловлю. Это место и поныне называется Ямгурчеем или Огурчевым местом20.
Когда воевода был извещен от, бывших тогда при нём, татарских князьков Урусова и Тимбаева, что турецкий султан Сулейман21 (во время царствования которого Астрахань и была взята) набирает войско с намерением отторгнуть Казань и Астрахань от России, он, под предлогом выгоднейшего местоположения для жительства, переселил татар на другую сторону Волги по разным буграм. И в 12 верстах ниже против первого города избрал для себя бугор, называемый Шабазг, что по-татарски Высокий, перевёз туда все орудия, выстроил на этом бугре высочайшие заборы, которые впоследствии времени, изменились в настоящий Кремль, а старое оставшееся строение на нагорной стороне приказал срыть до основания.
ПРИМЕЧАНИЯ
Поэтому её обыкновенно называют «Ключаревскою» (полужирным шрифтом – комментарии из издания 1887 года, Д.Ш.).
2  В тексте «Астраханского кафедрального собора» (прим. Д.Ш.).
3  В тексте «в конце прошлого и начале настоящего столетия» (прим. Д.Ш.).
4  Архиепископ Платон (в миру — Петр Иванович Любарский; 12 июня 1738 — 20 октября 1811) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический, духовный писатель.
5  Архиепископ Аполлос (в миру — Иван Егорович Беляев; 1812—1885) — духовный писатель и христианский богослов, магистр Киевской духовной академии, архиепископ Вятский (1866—1885) (прим. Д.Ш.).
6  В тексте абзац представлен так: «Несмотря на то, что рукописью о. ключаря пользовались, кроме упомянутых лиц, и многие другие, все-таки содержание её далеко еще все не исчерпано, и печатание её в «Астраханских Епархиальных Ведомостях», весьма желательное и в прежнее время, составит теперь весьма интересные страницы в этих Ведомостях«.
7  В тексте «по сличении«.
8  Камила́вка (греч. кαμιλαύκα, καμηλαύκιον, καλυμμαύχιον, καλιμαυι) — головной убор в Православной церкви фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра, является также наградой для священников.
9  64 км.
10  Тинакские грязи, известные еще во времена владычества монголов, как говорит предание, которое, впрочем, нельзя признать вероятным, окружены были не голою степью, как теперь, а густым лесом, в котором водились белки и другая дичь, за которою ханы Золотой Орды, имевшие здесь свое летнее местопребывание, охотились в этих лесах, истребленных будто бы русскими в видах стратегических. До двадцатых годов нынешнего столетия, как передает г. Ольдекоп, бывший главный доктор в больнице Приказа общественного призрения, в ведении которого находятся Тинакские грязи, только одни татары и калмыки лечились этими грязями по своему и тем обратили внимание одного крестьянина селения Хохлацкого, или Карантинного, который начал лечить ими. (См. описание Тинакск. лечебных грязей д—ра Ольдекопа 1876 г.).
11  Михаил Петрович Меньшой Головин (? — 4 февраля 1565 года) — окольничий и воевода в царствование Ивана Грозного.
12  В тексте везде «Дербет-Али«. Дервиш-Али хан (тат. Dərwiş Ğali, Дәрвиш Гали) (ум. не ранее 1558, Мекка) — последний астраханский хан (1537—39, июль 1554 — 56). Сын Шейх-Хайдара, внук последнего хана Золотой орды Шейх-Ахмада, правнук хана Ахмата. Последнее сообщение вызывает наименьшее доверие как ввиду невысокой репутации летописца, допускавшего в своём труде различные неточности, так и по следующим соображениям. Во-первых, Дервиш-Али был фигурой сугубо номинальной и командовать войсками не мог. Его присутствие оправдывало цель похода и служило гарантией помощи со стороны его приверженцев. Во-вторых, донесения царю писал Ю.И. Пронский, что подтверждает его статус командующего. В-третьих, А. Вяземский был лицом, подчинённым ему, поскольку в донесении Пронского указывалось, что с Переволок (между Доном и Волгой) они отправили вперёд А. Вяземского и Д. Чулкова за языками, что было исполнено. Видимо, И. Вешняков (Вишняков) играл роль помощника Ю. Пронского, поскольку о нем упоминает кн. A.M. Курбский. Относительно участия в командовании М.П. Головина, позднее казнённого опричниками, вопрос остаётся открытым. (История Астраханского края: Монография. — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.)
12  В тексте «переметчиками«.
13  В тексте «нерадении«.
14  В тексте «Себостиан«.
15  В тексте «Ельдигерея«.
16  В тексте «Обольянского». Пётр Семёнович Серебряный-Оболенский (ум. в 1570) — князь из рода Оболенских, русский военный и государственный деятель, боярин и воевода.
17  Мочаги, так называется в Астраханской губернии юго-восточная часть Калмыцкой степи, в Волжской дельте, имеющая площадь до 700000 кв. саж., усеянная буграми сыпучего песка (или глинисто-песчаными), изрезанная протоками реки и заливами (ильменями). Название «М.» некоторые производят от русского слова «мочажина», т. е. сырое, болотистое место; другие — от калмыцкого слова «моцак», означающего пост и данного этой местности вследствие заселения её беднейшими калмыками, вынужденными искать себе скудное пропитание от рыбных промыслов.
18  Можары, маджары — племя, жившее близ устьев Волги, на берегу р. Кумы, где ещё поныне указывают на развалины города Маджара (см.). В 1551 г. М. была союзниками русских во время войны с Казанью. Впоследствии они смешались с чувашами и др. инородцами. Ср. статьи Шестакова и Можаровского в I томе «Трудов четвёртого Археологического съезда в Россиян (Казань, 1884).
Маджар, Маджары — хазарский город с VIII века (первое упоминание в летописях), золотоордынский город в XIII—XVI веках на Северном Кавказе, находившийся на месте современного Будённовска (бывший город Святой Крест). Центр пересечения транзитных торговых путей из Закавказья в Северное Причерноморье и Поволжье.
19  Это место находится теперь в черте города и входит в состав Михаило-Архангельского прихода.
20  Сулейма́н I Великоле́пный (Кануни́) (осм. سليمانا اول‎ — Süleymân-ı evvel, тур. Birinci Süleyman, Kanuni Sultan Süleyman) (6 ноября 1494—5 сентября/6 сентября 1566) — десятый султан Османской империи, правивший с 22 сентября 1520, халиф.