Мы по-прежнему иваны, не помнящие… хотя бы своей истории?

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

А тем временем в кремле могут погибнуть уникальные артефакты!
Далёкое — близкое
К сожалению, сегодня совершенно нормальным стал подход к сохранению культурного наследия, подразумевающий использование так называемого новодела по поводу и без повода, при наличии острой необходимости и без оной. Кроме того, люди, от которых зависит сохранение частиц нашего общего культурного наследия, порой не понимают или намеренно не желают понимать ценности артефактов, имеющих отношение к истории Астрахани.
Поэтому бывает весьма трудно объяснить, что следует спасать от полной утраты даже небольшие остатки материальной истории, имеющие прямое отношение к городу. И берутся за это дело энтузиасты, люди, иногда не имеющие исторического образования и не связанные со сферой охраны памятников, но зато неравнодушные к своему городу. Один из них как раз и поднял тему сохранения уцелевших фрагментов памятника императору Александру II.
Памятник этот на народные деньги был поставлен на территории современного Братского садика, тогда называвшегося Губернаторским. В 1899 г. он был переименован в Александровский. Автором статуи являлся скульптор-монументалист Александр Михайлович Опекушин (1838-1923) — также автор памятника Пушкину в Москве, участник создания памятника Екатерине II в Петербурге. 4 сентября 1884 года состоялось торжественное открытие памятника царю-освободителю.
Дело в том, что до наших дней сохранился постамент от этого монумента. Правда, с повреждениями и в «разрозненном» виде. Согласно исследованию петербургского ученого К.Г. Сокола, астраханский монумент уникален. Во-первых, это был первый памятник Александру II работы знаменитого Опекушина, а во-вторых, один из первых посмертных памятников этому царю в провинции. Гораздо позже, в 1910-е годы, такие памятники стали буквально «штамповать», например, в известной мастерской Э.Э. Новицкого. Так что наш монумент Александра II безусловно представляет собой историко-культурную ценность общероссийского значения.
Сама скульптура, конечно, давно погибла. По имеющимся открытым источникам, ее сбросили с постамента до Октябрьской революции — ещё в марте 1917 года. А вот постамент ждала другая судьба. В своём первоначальном виде он перестал существовать тогда же. Изначально его украшали бронзовые накладки в виде орнаментальных поясов, надписей, бронзового лаврового венка и, вероятно, сломленной лилии. Лавр символизировал самого монарха как незаурядную благородную личность, совершившую благие дела. Лилия же (точнее, алая лилия) символизировала возвышенные намерения. Сломленная лилия обозначала погубленные, «сломанные» возвышенные планы. Для посмертного памятника убитому царю, упразднившему крепостное право и даже рассматривавшему вопрос о принятии конституции, символ «сломанных возвышенных намерений» вполне подходит.
Все эти немногочисленные бронзовые «приложения» были демонтированы сразу, но до 1967 г. архитектурная целостность постамента не была нарушена. Только когда к юбилею Октября вознамерились ставить новый бронзовый памятник «человеку с ружьём» взамен прежнего гипсового, постамент был варварски разделён на три части. В 1993-1994 гг. астраханцу В.А. Бычкову удалось почти случайно обнаружить одну из этих частей на территории кремля и предотвратить ее вывоз на свалку. Именно он и обратился теперь ко мне за помощью.
Конструктивно постамент состоял из 4 частей. Сделано это было, скорее всего, для облегчения транспортировки. Но фактически можно говорить о том, что на сегодняшний день памятник разделён на три части.
Нижняя коричневая «ступенчатая» часть, на которой были орлы, до сих пор при деле и находится на своём месте — служит подножием сегодняшнему памятнику «человеку с ружьём» в Братском садике.
Вторая и третья серединные части — серые, сделанные из одного типа гранита — накрепко соединены и за всё время расторгнуты не были. На этой части размещались буквы и венок. Каждая буква, судя по следам на постаменте, крепилась отдельно.
И, наконец, верхняя часть — с 11 каннелюрами по каждой стороне, из серо-зелёного гранита.
Так вот средняя и верхняя части постамента находятся сегодня, как и все предыдущие годы, на территории Астраханского кремля. Лежат они далеко друг от друга, в «дальних кустах». Разумеется, они никак не систематизированы, никаких пояснительных табличек при них нет, и производят они впечатление приготовленных к выбросу. Средний кусок некоторое время назад ещё находился на территории зелейного дворика, что у Пыточной, или Артиллерийской, башни, но во время реконструкции к 450-летнему юбилею Астрахани в 2008 году с прежнего места он был перемещён к мусорным ящикам. Там он и остался — заляпанный побелкой, исцарапанный, никому не нужный …
Верхний кусок постамента лежит в глубине территории на газоне парка. Для гуляющих это совершенно посторонний, бессмысленный предмет, никак не ассоциирующийся с исторической ценностью.
Есть серьезные опасения, что в ходе очередной реконструкции территории кремля, на которую выделена немалая сумма, последние фрагменты памятника будут вывезены и выброшены как «мусор», «захламляющий» территорию.
Никто не предлагает восстанавливать памятник царю, из нашей истории уже невозможно выкинуть почти столетие совет­ской власти. Но сохранить, разместить в безопасном месте действительно подлинные, ценные артефакты не просто желательно, но и необходимо — хотя бы из уважения к памяти одного из крупнейших русских скульпторов XIX века…
Р. Таркова, кандидат исторических наук
«Волга», 06.07.2012 №94 (26160)