Потаенное судно

Дорогие посетители!
Извините, что обращаемся к вам с просьбой!
Сайт существует на скромные пожертвования читателей и мы будем вам очень признательны, если вы окажете посильную помощь.



В очередной рассылке новостей попалась заметка
«В Подмосковье поставили памятник дедушке подводной лодки»
(начало статьи)
Памятник создателю первой русской подводной лодки появился в поселке Пионерский, что в Истринском районе Подмосковья
Как сообщили “МК” в администрации Истринского района, идея почтить память первого подводника возникла у местных властей давно. Но то денег на установку мемориала было недостаточно, то не находилось подходящего момента. В прошлом году для установки долгожданного памятника Ефиму Никонову появились веские основания. Российские подводники отмечали свой столетний юбилей. Официальной датой образования российского подводного флота является 19 марта 1906 года. В этот день император Николай II принял указ о включении в состав российского флота 13 подводных лодок, из которых была сформирована дальневосточная бригада, базировавшаяся под Владивостоком. Впрочем, памятник появился в Пионерском на год позже юбилея.
Автором монумента стал известный московский скульптор Алексей Викулов.
Из-за отсутствия точных описаний и чертежей никоновской субмарины можно только гадать о ее внешнем виде.
Судя по всему, лодка была бочкообразной формы. Основанием к этому предположению может служить то, что в сборке судна участвовали бочары. Сохранилась грамота с требованием об отпуске “пятнадцати полос железных шириной в два дюйма две четверти”, вероятно, для изготовления обручей, стягивавших деревянный корпус судна. В 1724 году на Галерном дворе, в присутствии царя Петра I, модель была опробована, но при ее погружении было повреждено днище, и образовалась большая течь. С большим трудом корабль удалось извлечь из воды и спасти самого Никонова. Царь велел усилить корпус судна и предупредил чиновников, чтобы они не чинили препятствий корабелу. После кончины самодержца в 1725 году “потаенным” судном перестали интересоваться. Запросы Никонова не удовлетворялись либо умышленно задерживались. В итоге в 1728 году Адмиралтейств-коллегия распорядилась работы над проектом прекратить, а изобретателя определить на работу по специальности на верфи в Астрахань.
В 1773 году (почти через 50 лет после “потаенного судна” Никонова) в США была построена первая подводная лодка, изобретателя которой, Давида Бушенелла, американцы окрестили “отцом подводного плавания”.
(конец статьи), ссылка mk.ru/blogs/MK/2007/08/15/russia/306518/ там есть фото памятника, правда не очень большое (как и полагается новостным фото — 184×200)После прочтения этого материала, мне стало интересно, а что известно об астраханском периоде изобретателя? Увы, ничего!!!Нашёл только другу статью
(начало статьи)
Историю подводного кораблестроения в России принято вести от попытки постройки «потаенного судна» Ефимом Прокопьевичем Никоновым. Плотник Никонов, родом из подмосковного села Покровское, подал в 1718 году челобитную царю: «…сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец…»
Ётот любопытный документ сохранился в архиве, но государь на него ответа не дал. Тогда неграмотный изобретатель-самоучка в 1719 году продиктовал писцу новое прошение на имя царя-батюшки, в котором, жалуясь на притеснения и обиды «людей чиновних, дьяков и старост», вновь заявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаенно и подбити под военный корабль под самое дно». Получив второе письмо, Петр I приказал направить Никонова в Санкт-Петербург. Царь лично беседовал с изобретателем, после чего приказал ему, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания», а в Адмиралтейств-коллегии произвести Никонова в «мастера потаенных судов».
31 января 1720 г. в соответствии с распоряжением царя, Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы».
Модель строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. Работы начались в феврале 1720 г. Спустя 13 месяцев, в марте 1721 г., модель была готова. Ее испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра. Хотя они прошли далеко не удовлетворительно, Никонову было велено начать строительство «потаенного огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора (верфи) в Санкт-Петербурге.
В августе 1721 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая отечественная подводная лодка. С большой неопределенностью, т.к. ни описаний, ни чертежей по этому судну не сохранилось (вряд ли они вообще существовали), можно предположить, что подводная лодка Никонова была бочкообразной формы. Основанием к тому может служить участие бочаров в сборке судна, а также требование об отпуске «пятнадцати полос железных шириной в два дюйма две четверти», вероятно, для изготовления обручей, стягивавших деревянный корпус судна. Ее носовая часть повторяла архитектуру надводного корабля, а кормовая оснащалась рулем. Рубка на верхней палубе имела герметичные смотровые стекла. В качестве движителя использовались весла, экипаж состоял из четырех человек. Для испытаний было отпущено 50 свечей, что соответствует времени нахождения под водой порядка 10-12 часов.
В архиве, в перечне дел Обер-сарваерской конторы при Адмиралтейств-Коллегий есть заведенное 31 января 1720 г. дело № 54 «О строении села Покровского Ефимом (сыном) Прокофьевым потаенного судна модели и об отпуске на строение лесов, разных материалов и припасов». Выборочный перечень материалов и их количественные характеристики дают возможность реконструировать размеры подводного судна, восстановить принцип работы системы погружения и всплытия: досок пильных сосновых длиной 3 сажени (сажень 2м 13 см) — 60 шт. (120 футов); сала говяжьего для пропитки досок — 2 пуда (пуд — 16 кг); сала для осмоления корпуса — 4 пуда; холста 40 аршин; полотна 20 аршин; кож бхотных (изготовлялись из шкур тюленей) черных — 3 шт.; медный котел и полведра; труба медная — одна; проволоки медной — 3 фунта (фунт — 440 г ); досок оловянных с 500 отверстиями тоньше волоса длиной 2 фута и шириной 1 фут- 10 шт. Можно предположить, что длина судна была порядка 6,0 — 6,4 м, а ширина (диаметр) — 2,1 — 2,15 м.
Система погружения и всплытия по-видимому работала следующим образом. При открытии запора приемного кингстона, забортная вода поступала в нижнюю часть емкости — системы главного балласта. По мере заполнения, воздух через открытые вентиляционные патрубки на крыше цистерны вытеснялся в отсек. При этом давление в отсеке несколько повышалось, снижая его разницу с забортным. Небольшая суммарная площадь сквозных «волосяных» отверстий в оловянных досках позволяла производить заполнение емкости с умеренной скоростью и равномерно по длине всей цистерны. При переходе в подводное положение приемный кингстон закрывался. После удаления из цистерны воздушных пузырей перекрывались вентиляционные патрубки. Лодка, будучи под водой во взвешенном состоянии, совершала эволюции при гребле веслами.
При откачивании воды отливной поршневой помпой вес лодки уменьшался и она всплывала. При работе помпы вентили на водоотливной трубке и центральном вентиляционном патрубке держали открытыми. Наблюдение за моментом прохождения уреза воды велось через рубочные иллюминаторы.
Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. «А для хода в воде под корабли надлежит сделать на каждого человека из бхотных кож по два камзола с штанами, да на голову по обшитому или обивному кожею деревянному бочонку, на котором сделать против глаз окошки и убить свинцом скважинами и с лошадиными волосами, и сверх того привязано будет для груза к спине по пропорции свинец или песок, и когда оное исправлено будет, то для действия к провертке и зажиганию кораблей сделать надобно инструменты особые, которым подает роспись».
Позднее Никонов довооружил лодку «огненными медными трубами», поэтому для Никонова потребовано было «В Главную артиллерию послать промеморию и требовать, дабы к потаенному судну десять труб медных повелено было порохом начинить и селитрою вымазать от той артиллерии».
В итоге подводная лодка именовалась «огненным судном» потому, что ее вооружение состояло из нескольких «зажигательных труб», т.е. устройств, похожих по принципу действия на огнемет разового действия (типа пресловутого «греческого огня»). Видимо, такую трубу (или несколько труб) предполагалось установить вдоль палубы субмарины и снабдить механизмом для подъема под углом возвышения к горизонту. Лодка скрытно подойдет к вражескому кораблю, выдвинет конец трубы на поверхность воды и подожжет его «огненным составом».
К осени 1724 г. «потаенное судно» было построено. Его испытания, проведенные в присутствии царя Петра, закончились неудачно. Оно камнем пошло на дно, ударилось о грунт и проломило днище («Епри спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег…»). Петр велел изобретателю исправить повреждение и укрепить корпус судна, а также объявил, чтобы Никонову «никто конфуза в вину не ставил».
Никонов исправил повреждения, однако 25 января 1725 г. царь-новатор умер. Изобретатель лишился своего покровителя. Все же, несмотря на различные препятствия, он довел ремонт до конца. Весной 1725 года лодка вторично была спущена на воду. Но в ее корпусе опять обнаружилась течь, и ее снова вытащили на берег. Любопытно, что в ответ на запрос Адмиралтейств-коллегий о возможности испытаний «потаенного судна» после нового ремонта, Никонов прямо заявил, что действовать так, как он сам обещал царю-батюшке, судно не сможет, ибо «оное сделано только для пробы, как дух переводить».
Последние испытания подводной лодки Никонова состоялись в 1727 г. Они тоже не дали положительных результатов и дать не могли. Известный историк отечественного подводного флота Г.М. Трусов (1889-1960) вполне обоснованно отметил в этой связи: «Судно было слишком примитивным для плавания под водой, а тем более для того, чтобы поражать корабли противника огневыми средствами». Разочарованное подобным исходом дела, морское начальство приказало поместить «потаенное судно» в амбар под замок, подальше от «чужого глазу». Там оно хранилось многие годы, пока постепенно не сгнило. Изобретателя же в январе 1728 г. разжаловали из мастеров в рядового плотника и отправили на Астраханскую верфь. Его вполне справедливо обвинили в следующем: «По подаче того своего прошения через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна. Судно пробованожь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течкою воды».
Тактико-технические данные проекта:
Длина, м. — около 6,4
Ширина, м. — около 2,15
Высота корпуса (без рубки), м. — 2,15
Архитектурно-конструктивный тип — однокорпусная
Глубина погружения, м. — 4-5
Материал корпуса (толщина, мм) — дерево, обшитое кожей (50,8)
Ёкипаж, чел. — 4
Вид движителя — весла
Вооружение — зажигательные трубы и вооружение водолаза
Средства наблюдения — иллюминаторы в рубке
(конец статьи), ссылка old.bazar.nikolaev.ua/print.php?id=397 там есть рисунок судна (500×181)
в статье Биографического словаря на hrono.ru/
hrono.ru/biograf/bio_n/nikonov_efim.html говорится
«Никонов Ефим (гг. рождения и смерти неизвестны), русский изобретатель, из крестьян подмосковного села Покровское. В 1718 году заявил, что может сделать «потаенное огневое судно» для скрытного нападения на неприятельский флот. … После смерти Петра I Н. не нашёл поддержки со стороны царских вельмож в своём изобретательстве, а его настойчивые попытки продолжать работу по созданию «потаенного» судна навлекли на него опалу. Умер в ссылке. … Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.