В.П.Никитин «Астрахань и её окрестности». Часть 1.

Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Мы благодарим за вклад, который Вы сделаете!

Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Или можете сделать пожертвование через



Вы также можете помочь порталу без ущерба для себя! И даже заработать 1000 рублей! Прочитайте, пожалуйста!

Валерий Петрович Никитин
Астрахань и её окрестности

М., «Искусство», 1982. Издание второе.
От автора
Постижение красоты у каждого происходит по-своему. Одних она зачаровывает сразу. К другим её понимание приходит постепенно, подчас путём целого звена ассоциаций.
Хорошо помню белые силуэты гигантских птиц в синих весенних предрассветных сумерках, медленно рассеивавшихся над Внуковским аэродромом. Помню, как, поднимаясь все выше, самолёт уходил от синей темноты через утренний туман к солнечному свету. А потом внизу оказался белый город, широко распластанный у свинцовой ленты реки. Он был словно макет. А в середине — совсем игрушечный белый треугольник кремля. Потом самолёт пошёл на посадку, и «макет» исчез, исчез и белый треугольник, город поглотил самолёт и его пассажиров, а вместе с ними и меня.
Так я впервые оказался в Астрахани. Город и его край завоёвывали сознание постепенно, но властно. Все происходило незаметно. Готовили проект охранных зон памятников истории и культуры Астрахани. Затем были работы по Своду памятников архитектуры, по подготовке проектов реставрации некоторых архитектурных памятников области.
И все же приобщение к культурному наследию этой земли, к её истории произошло не в той первой поездке и не в тех поездках, которые последовали за ней. И не в Астрахани, хотя и здесь оно подготавливалось. Произошло оно, как ни удивительно, в дождливом Ленинграде, где волею судеб оказалось огромное количество старых реликвий, раскрывающих историю застройки Астраханского края, — бесчисленные городские планы минувших веков, ветхие и совсем новые, казалось бы, ни разу не развёртывавшиеся; с тонким вкусом выполненные акварельные панорамы селений, изящная графика фасадов построенных и не построенных домов… Все это лист за листом можно было смотреть в бывшем сенатском здании на набережной Невы, занятом теперь Государственным историческим архивом. Когда я выходил из архива, шёл по набережной среди моросящего дождя вдоль реки, то воспоминание переносило меня вдруг к другой реке, другим набережным, в другой город, в другой край, насквозь пронизанный жгучим солнцем. Тогда-то и приходило глубинное понимание совсем неброской красоты той суровой земли — её природы, её архитектуры. А вместе с этим росло и желание вновь и вновь видеть сам край — эту не менее органическую, чем другие уголки, часть великой и огромной российской земли. Тогда же возникла идея книги, посвящённой прошлому Астраханской земли, её памятникам культуры.
Астраханская область вне своего центра не богата памятниками зодчества. Край заселялся оседлым населением поздно, и долгое время основная масса его жителей размещалась в самой Астрахани. Большой город на протяжении веков и вплоть до последних десятилетий оставался одиноким среди безлюдных пространств Евразийской степи, которая была слишком сурова для человека прошедших времён.
Отсюда понятна исторически сложившаяся диспропорция между обилием культурных сокровищ в самой Астрахани и числом памятников культуры на остальной территории, большинство которых относится к прошлому столетию. Впрочем, даже позднее искусство края (и, конечно, в первую очередь самой Астрахани) чрезвычайно интересно своим оригинальным отражением тех течений, которые тогда интенсивно развивались в художественной культуре центра. Совсем другая картина в местной археологической культуре. Кочевые народы, задерживаясь в благодатной пойме Волги и Ахтубы, оставляли после себя многочисленные холмы. Многие из них до сих пор ещё хранят молчание.
Постараемся побывать в разных уголках края, потому что только тогда удастся понять, как многолика эта земля. В ней и обжигающий ветер пустыни, и аромат высоких шёлковых трав поймы, и непроходимые заросли тростниковых «джунглей» дельты, и, наконец, тяжёлые волны Волги, которая гигантской жилой пронизывает край.
Автору, как было отмечено выше, пришлось начать знакомство с Астраханским краем с его главного города. Другие же могут открывать эту землю «полуденной России», как открывали её многие средневековые путешественники, прибывавшие в Астрахань по Волге с севера «на полдень» — на юг.
И все же лучше, наверное, начать путь с Астрахани. Ведь именно она долгое время определяла историческую жизнь края, а особенности её архитектуры не однажды сказывались на постройках в том или ином селении. Потом пройдём древний путь от Чёрного Яра вниз по Волге. Продвигаясь по нему от села к селу, узнаем, как заселялось и отстраивалось волжское правобережье, вспомним, какую службу сослужила великая Волга народному вождю Степану Разину. Затем можно совершить несколько путешествий по левобережью и дельте. Закончим же наш путь по астраханской земле в самой южной точке дельты, у выхода великой реки в море.
Автор благодарен тем людям, которые помогли ему узнать и полюбить край: астраханскому писателю-краеведу А. С. Маркову, работникам областного управления культуры и сотрудникам Астраханского краеведческого музея. Особую признательность хотелось бы выразить Г. Э. Гибшману — старейшему и опытнейшему астраханскому краеведу, долгие беседы с которым обогатили автора многими ценными сведениями по истории культуры края.
продолжение следует…
скан и вычитка мои (Д.Ш.)