Пожалуйста, помогите порталу!
Астрахань и её окрестности
М., «Искусство», 1982. Издание второе.
От автора
Постижение красоты у каждого происходит по-своему. Одних она зачаровывает сразу. К другим её понимание приходит постепенно, подчас путём целого звена ассоциаций.
Хорошо помню белые силуэты гигантских птиц в синих весенних предрассветных сумерках, медленно рассеивавшихся над Внуковским аэродромом. Помню, как, поднимаясь все выше, самолёт уходил от синей темноты через утренний туман к солнечному свету. А потом внизу оказался белый город, широко распластанный у свинцовой ленты реки. Он был словно макет. А в середине — совсем игрушечный белый треугольник кремля. Потом самолёт пошёл на посадку, и «макет» исчез, исчез и белый треугольник, город поглотил самолёт и его пассажиров, а вместе с ними и меня.
Так я впервые оказался в Астрахани. Город и его край завоёвывали сознание постепенно, но властно. Все происходило незаметно. Готовили проект охранных зон памятников истории и культуры Астрахани. Затем были работы по Своду памятников архитектуры, по подготовке проектов реставрации некоторых архитектурных памятников области.
И все же приобщение к культурному наследию этой земли, к её истории произошло не в той первой поездке и не в тех поездках, которые последовали за ней. И не в Астрахани, хотя и здесь оно подготавливалось. Произошло оно, как ни удивительно, в дождливом Ленинграде, где волею судеб оказалось огромное количество старых реликвий, раскрывающих историю застройки Астраханского края, — бесчисленные городские планы минувших веков, ветхие и совсем новые, казалось бы, ни разу не развёртывавшиеся; с тонким вкусом выполненные акварельные панорамы селений, изящная графика фасадов построенных и не построенных домов… Все это лист за листом можно было смотреть в бывшем сенатском здании на набережной Невы, занятом теперь Государственным историческим архивом. Когда я выходил из архива, шёл по набережной среди моросящего дождя вдоль реки, то воспоминание переносило меня вдруг к другой реке, другим набережным, в другой город, в другой край, насквозь пронизанный жгучим солнцем. Тогда-то и приходило глубинное понимание совсем неброской красоты той суровой земли — её природы, её архитектуры. А вместе с этим росло и желание вновь и вновь видеть сам край — эту не менее органическую, чем другие уголки, часть великой и огромной российской земли. Тогда же возникла идея книги, посвящённой прошлому Астраханской земли, её памятникам культуры.
Астраханская область вне своего центра не богата памятниками зодчества. Край заселялся оседлым населением поздно, и долгое время основная масса его жителей размещалась в самой Астрахани. Большой город на протяжении веков и вплоть до последних десятилетий оставался одиноким среди безлюдных пространств Евразийской степи, которая была слишком сурова для человека прошедших времён.
Отсюда понятна исторически сложившаяся диспропорция между обилием культурных сокровищ в самой Астрахани и числом памятников культуры на остальной территории, большинство которых относится к прошлому столетию. Впрочем, даже позднее искусство края (и, конечно, в первую очередь самой Астрахани) чрезвычайно интересно своим оригинальным отражением тех течений, которые тогда интенсивно развивались в художественной культуре центра. Совсем другая картина в местной археологической культуре. Кочевые народы, задерживаясь в благодатной пойме Волги и Ахтубы, оставляли после себя многочисленные холмы. Многие из них до сих пор ещё хранят молчание.
Постараемся побывать в разных уголках края, потому что только тогда удастся понять, как многолика эта земля. В ней и обжигающий ветер пустыни, и аромат высоких шёлковых трав поймы, и непроходимые заросли тростниковых «джунглей» дельты, и, наконец, тяжёлые волны Волги, которая гигантской жилой пронизывает край.
Автору, как было отмечено выше, пришлось начать знакомство с Астраханским краем с его главного города. Другие же могут открывать эту землю «полуденной России», как открывали её многие средневековые путешественники, прибывавшие в Астрахань по Волге с севера «на полдень» — на юг.
И все же лучше, наверное, начать путь с Астрахани. Ведь именно она долгое время определяла историческую жизнь края, а особенности её архитектуры не однажды сказывались на постройках в том или ином селении. Потом пройдём древний путь от Чёрного Яра вниз по Волге. Продвигаясь по нему от села к селу, узнаем, как заселялось и отстраивалось волжское правобережье, вспомним, какую службу сослужила великая Волга народному вождю Степану Разину. Затем можно совершить несколько путешествий по левобережью и дельте. Закончим же наш путь по астраханской земле в самой южной точке дельты, у выхода великой реки в море.
Автор благодарен тем людям, которые помогли ему узнать и полюбить край: астраханскому писателю-краеведу А. С. Маркову, работникам областного управления культуры и сотрудникам Астраханского краеведческого музея. Особую признательность хотелось бы выразить Г. Э. Гибшману — старейшему и опытнейшему астраханскому краеведу, долгие беседы с которым обогатили автора многими ценными сведениями по истории культуры края.
продолжение следует…
скан и вычитка мои (Д.Ш.)