Пожалуйста, помогите порталу! Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования. Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь.
Хотя бы символическую!
Или можете напрямую пополнить карту 2200 7706 4925 1826
Благодарю за вклад!
Валерий Петрович Никитин
Астрахань и её окрестности 1. О давнем прошлом края песков и полыни Сто различных народов обитали в стране, в которой я нахожусь, развалины их городов покрывают степь, но имена их исчезли. Тысячи государей и славных воинов похоронены в степи, и кто их ныне знает? Кто об них слышал?.. Не осталось ни малейшего следа пути сражавшихся; пережило только то, что записал Геродот.
Ян Потоцкий. «Путешествие в Астрахань и окрестные страны»
История, память людей все же не так жестоки, как писал о них Ян Потоцкий, известный польский историк и писатель, автор знаменитой «Рукописи, найденной в Сарагосе», путешествовавший по астраханской земле в 1797 году. Мы многое теперь знаем, о многом рассказывает и сама степь, сохранившая «развалины городов».
При упоминании границы между Европой и Азией, наверное, многим вспоминается привычная карта с жёлтой вертикальной полосой Уральского хребта и прямым углом Урала, тонкой линией спускающегося к ярко-синему пятну Каспия. Но история провела, пожалуй, более точную границу между этими двумя материками — границей европейских и азиатских народов оказалась Волга. Не однажды волны народов из глубины Азии перехлёстывали этот могучий речной поток, шумом сражений наполняя и без того «шумную и яростную» историю Европы.
Одной из первых таких волн из-за Волги, хорошо известной историкам, были скифы. Они хлынули через Волгу на запад, в северное Причерноморье в VII веке до н. э. Несколько позднее, тесня скифские кочевья, территорию Нижней Волги заняли сарматы. Возможно, именно с сарматами связывали древние авторы легенду о стране амазонок, по их предположениям, находившейся где-то в просторах между Волгой и Доном. Ибо как раз женщины сарматских племён отличались особой воинственностью и наравне с мужчинами принимали участие в бесчисленных войнах кочевников.
Ещё в IX веке до н. э. на территории северного Китая и Монголии образовалось мощное объединение тюрко-монгольских племён, называемых в китайских источниках хунну, а нам больше известных под именем гуннов. К IV веку н. э. гунны перекочевали к Уралу, и во второй половине IV века из Приуралья они двинулись на запад. С этого времени почти целое тысячелетие через Волгу по степям Восточной Европы двигались из Азии многочисленные разноязычные и разноплемённые кочевые орды. Среди них были и сармато-аланы, и угры, и хазары, и печенеги, и половцы. Именно последние оставили после себя загадочные для многих позднейших народов каменные бабы, которыми долгое время были усеяны берега Нижней Волги. В Нижнем Поволжье образуется сложнейший этнический конгломерат, на основе которого в VII веке формируется обширное по территории военно-государственное объединение — Хазарский каганат, который в VIII—X веках был основным противником восточнославянских племён. Как раз ко времени его существования относится первое упоминание о городском поселении в дельте Волги. Им был полулегендарный Итиль — столица Хазарии, взятая войском Святослава в 965 году. Точное место Итиля не установлено, но у исследователей нет сомнений в том, что город размещался близ теперешней Астрахани.
В 1237 — 1240-е годы на страны Восточной Европы обрушились монголо-татарские орды. Погибли многие тысячи людей, запылали славянские города. На юго-востоке Европы Батый основывает Золотую Орду. Временное, но сильное в XIII—XIV веках государственное образование, она держалась на угнетении подвластных народов. Земля Нижней Волги в это время переживает яркий, но короткий расцвет. В низовьях Волги на Ахтубе отстраивается золото-ордынская столица — Сарай-Бату, возникают ещё десятки городов. Тысячи талантливых мастеров из подвластных стран были согнаны на их строительство.
Прервём, однако, нашу краткую летопись и задумаемся над тем, что же заставляло разноплемённых кочевников задерживаться на этой суровой земле, иссушенной солнцем и закалённой морозами, служившей, по сути дела, воротами в Европу. Дело в том, что среди огромных выжженных солнцем пространств здесь пролегла благодатная земля одной из крупнейших речных долин мира. Волго-Ахтубинская пойма и дельта Волги с их плодородным многовековым илом, с их сочными травами, обширными пастбищами, конечно же, не могли не замедлить бег кочевых племён. А для городов Золотой Орды одним из важнейших факторов развития являлось их выгодное расположение на традиционных караванных путях между Европой и Азией, проходивших через низовья Волги.
Вид Астрахани с Волги. По рисунку А. Олеария. 1636
В двенадцати километрах севернее нынешней левобережной Астрахани на правом волжском берегу находятся остатки так называемого Шареного бугра. Большая его часть уже смыта Волгой. На протяжении многих веков люди находили здесь обломки посуды, битого кирпича, золотоордынские монеты. Это и есть место старой Астрахани. В начале XIV века флорентийский купец Франческо Пегалотти, приезжавший по торговым делам в Сарай-Бату, в своих путевых заметках отметил посещение небольшого золотоордынского городка в низовьях Волги — Гинтархани. Это первое упоминание города, получавшего в европейских и арабских источниках наименование то Аджитархана, то Хазиторокани, то Аштарахани. Существует несколько версий о возникновении старой Астрахани и происхождении названия города. Они лишены серьёзных
исторических доводов, но об одной из них все же небезынтересно упомянуть. Согласно ей, до монгольского нашествия Прикаспий был обжит древним племенем асов. В золото-ордынское время многие из них якобы усиленно занялись торговлей, ремеслом, что требовало определённых свобод и привилегий (тархана). Отсюда асы и стали именоваться ас-тарханами, то есть асами свободными, наделёнными привилегиями. Ас-тарханы составляли якобы своего рода сословие в среде золотоордынского населения. Возникшая на родоплеменной основе колония из свободных асов и могла, по этому объяснению, превратиться в городок Астрахань1. Версия эта, конечно, похожа скорее на историческую легенду, чем на серьёзное историческое обоснование.
Подчинение золотоордынским ханам не спасало небольшой городок от набегов кочевых орд, а в 1395 году он, как и сама столица, был разорён и сожжён войсками Тамерлана. Истории, впрочем, угодно было не только возродить Астрахань, но и превратить её в 60-х годах XV века в центр одноимённого ханства. И все же конец временных образований, возникавших в ходе распада Золотой Орды, был предрешён. Венецианский посол Амвросий Контарини, побывавший в Астрахани в 1476 году, нашёл ханскую столицу бедным, состоявшим из землянок поселением. Падение Казанского и Астраханского ханств, последовавшее в середине XVI века, явилось закономерным завершением истории монгольского владычества на Нижней Волге.
В середине XVI столетия России, боровшейся против экспансии султанской Турции, предстояло обезопасить свои юго-восточные границы от сателлитов Турции — Казанского и Астраханского ханств. Русское правительство стремилось к расширению государственной территории на юго-востоке. В 1552 году была завоёвана Казань. В июле 1554 года направившаяся из Казани вниз по Волге тридцатитысячная армия под предводительством А. Вяземского и М. Головина подошла к Астрахани. Сторонник Москвы хан Дербыш-Али перешёл на сторону русских, и армия заняла город. Дербыш-Али был поставлен в Астрахани царским наместником. Однако через два года он предпринял попытку поднять восстание и освободиться от подчинения Москве. В августе 1556 года русское войско во главе с воеводой Черемисиновым вновь подступило к городу. Дербыш-Али покинул Астрахань, и отряды стрельцов и казаков без боя заняли город.
С присоединением Астрахани Россия получила выход к Хвалынскому морю, а сам город отныне превращался в важнейший форпост на юго-востоке страны. Начиналась история новой Астрахани, а вместе с ней начиналась и новая история всего Нижнего Поволжья. Но рассказ об этом лучше услышать в ходе самих путешествий по астраханской земле. 1. См.: Зыков Ф. П. Астраханское царство или союз свободных городов. — В кн.: Астрахань и Астраханский край. Сб. 1. Астрахань, 1924, с. 93.
продолжение следует…